Две трети оттока капитала прошло через крупнейшие банки РФ
20 млрд долларов ушло из России через Сбербанк, Банк Москвы и 28 других крупнейших банков. Причем к большей части банков у ЦБ есть вопрос: почему у них такие большие объемы кредитования за пределами страны
Читать на полной версииТридцать крупнейших российских банков помогли вывести из России две трети от общего оттока капитала из страны. Такие банки во главе со Сбербанком и Банком Москвы содействовали выводу из России 20 млрд долларов, сообщил заместитель директора департамента финансовой стабильности российского Центробанка Сергей Моисеев, передает РИА «Новости». Всего по итогам первых шести месяцев чистый отток капитала из России, по оценке ЦБ, составил 31,2 млрд долларов.
Это «двойственная тенденция», считает представитель ЦБ. «С одной стороны банки пытаются найти новые ниши и сектора, где они могут успешно кредитовать при приемлемых рисках, с другой стороны, банки активно участвуют в вывозе капитала», — заявил Моисеев. В основном, «вывоз» из России 20 млрд долларов проходил в форме межбанковских кредитов и кредитования нерезидентов. «Эта тенденция вызывает некоторую озабоченность», — признали в ЦБ.
Вывоз капитала в последний период из России осуществляется в больших объемах, и этот вывоз идет через банковскую систему — один банк переводит деньги трансгранично другому банку, поясняет президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. «Наличные, наверное, тоже вывозят, но подавляющие суммы выводятся благодаря безналичному переводу через банк. Банки здесь ни при чем, они выполняют поручения клиентов в основном», — заявил BFM.ru Аксаков.
Среди крупнейших банков, которые нарастили позицию по отношению к нерезидентам за первые полгода — Сбербанк («понятно, он во всех областях лидирует»), на втором месте — Банк Москвы, «по понятным причинам», заявил Сергей Моисеев из ЦБ.
В основном, с внешними клиентами работают крупные банки, поэтому Сбербанк и попал в этот список. «Вряд ли возникнет вопрос, что Сбербанк проводит сомнительные операции по выводу капиталов, — говорит Аксаков. — Банк Москвы попал в этот список в связи «со всеми этими делами с его приобретением».
Помимо этих двух госбанков, есть еще ряд банков, «к которым можно предъявить ряд вопросов — почему у них такие большие объемы кредитования нерезидентов», заявил Сергей Моисеев, не уточнив названий кредитных организаций.
Вопросы по зарубежной активности российских компаний и банков тревожит Центробанк уже почти год: так, в ноябре 2010 года после того, как за сентябрь-октябрь из страны ушло 8 млрд долларов, глава ЦБ Сергей Игнатьев выступал с инициативой ужесточить контроль за экспортно-импортными операциями. Кроме того, в ЦБ предлагали расширить полномочия по выявлению реальных владельцев банков и ужесточить ответственность акционеров и топ-менеджеров за вывод активов.
Основная задача регулятора — не препятствовать кредитованию нерезидентов, а сделать так, чтобы кредиты были возвратные, «чтобы банк в результате кредитования тех или иных предприятий соблюдал все нормативы, чтобы финансовая устойчивость была на необходимом уровне», считает Вячеслав Андрюшкин, зампред правления «СДМ-банка». «Если нерезидент, которого кредитует банк, прозрачен, то понятно, зачем это делается, и, по большому счету, у регулятора вопросов не возникает, — рассуждает банкир. — Если отвлечься от задачи невывоза капитала и говорить о чисто банковской деятельности, то, если кредит [нерезиденту] возвратен, — это обычная банковская операция».
С формальной точки зрения регулятор не должен препятствовать кредитованию нерезидентов. «У нас федеральное валютное законодательство, которое говорит о свободном трансграничном движении капитала, и если есть обеспечение, выполняются все формальные процедуры по выдаче кредита, по обеспечению, по формированию резервов, у ЦБ вопросов не должно возникать», — рассуждает Анатолий Аксаков. В то же время регулятор может принять решение о том, что трансграничные сделки будут требовать большего формирования резервов, допускает глава АРБ.
Пока в России недостаточное количество проектов, которые можно было бы смело кредитовать, и недостаточное количество клиентов, которые не вызывают вопросы у кредитных организаций, признает президент АРБ Анатолий Аксаков. Помимо этого, есть еще инструкции и самого ЦБ, которые устанавливают жесткие требования кредитования.
«Я думаю, банкам все равно кого кредитовать: за границей или внутри страны, главное — заработать прибыль. Все эти [ограничительные] меры будут обходиться схемами. И лучший способ стимулировать банки вкладываться в родную экономику — создавать нормальный инвестиционный климат, чтобы возникали клиенты, которые могут переварить эту ликвидность внутри страны», — заключает Аксаков.