В Алтайском крае невыгодно продавать бензин
АЗС в массовом порядке распродаются - покупателям предложены сотни заправок. Эксперты говорят о последствиях весеннего топливного кризиса. И призывают принять меры. Владельцы АЗС подозревают чьи-то непонятные игры.
Читать на полной версииАЗС в массовом порядке распродаются - покупателям предложены сотни заправок. Эксперты говорят о последствиях весеннего топливного кризиса. И призывают принять меры. Владельцы АЗС подозревают чьи-то непонятные игры.
По словам главы Алтайского топливного союза Юрия Матвейко, в регионе самая тяжелая ситуация из всех федеральных округов. После весеннего кризиса структура потребления бензина на Алтае сильно изменилась. На АЗС крупных сетей "Роснефть" и "Газпромнефть" всегда очереди. На остальных АЗС - почти всегда пусто: цена топлива там существенно выше.
Экономические выкладки BusinessFM изложил владелец сети АЗС в Алтайском крае и Республике Алтай Игорь: «На заправках у нас 92 бензин стоит, допустим, 23 рубля. Если заказывать с Уфы, где цена, грубо говоря, тридцать три рубля за тонну, если его сюда привезти где-то в районе два шестьсот, плюс какие-то расходы. В конечном итоге получается, что торговать мы можем только в минус пять рублей. Либо покупать на Роснефти или на Газпромнефти. Все. На Роснефти и на Газпромнефти с продуктом дефицит»
Причина всех бед - в весеннем бензиновом кризисе, когда государство пыталось вмешиваться в процессы ценообразования. В результате теперь нефтяные компании отправляют весь бензин на собственный сбыт, а независимым розничным продавцам ничего не остается. Никто же не будет торговать себе в убыток, говорит директор по развитию и маркетингу информационного центра КортЕс Павел Строков: «По 92 бензину, если смотреть статистику, то маржинальная доходность вот такого владельца независимых АЗС составляет по 92 бензину 6%, я бы подчеркнул, что это именно доходность, то есть тут еще все расходы на транспорт, з/п и остальное».
Алтайский край был одним из первых российских регионов, по которому весной прокатился, так называемый, бензиновый кризис. Первые его признаки проявились в регионе 22 апреля. А 25-го на одних АЗС в крае продажа бензина была ограничена, на других топливо подорожало почти на 5 рублей. Напряжение на топливном рынке региона сохранялось около недели.
Проблемы с поставщиками сеют подозрения о том, что кто-то играет по-крупному, а страдает мелкий и средний бизнес, говорит владелец сети АЗС Игорь: «Были всегда независимые поставщики - это Уфа, это Сургут. На сегодняшний день Сургут в нашу сторону почему-то не грузит. Почему? Я не знаю. Где-то решение приняли наверху, то есть в наши регионы Сургут грузить перестал. Там и с ценами нормально было все, они между собой как-то конкурировали, понимаете. На сегодняшний день конкуренции как таковой нет».
Если ничего не сделать, эксперты предрекают еще более печальные последствия, причем уже не на локальном, а на макроэкономическом уровне, говорит Павел Строков: «Ситуация такова, что через некоторое время передел вот этого розничного рынка неизбежен, если не будут предприняты какие-то меры для того, чтобы вот этот бизнес защитить. Чем хорошо этот бизнес, это то, что эта розничная торговля АЗС - это единственное место, где у нас есть конкуренция, потому что этого нет ни на производстве бензина, фактически этого нет почти на мелкой оптовой торговле, осталась только одна розница».
По данным Росстата, рост цен на бензин и дизельное топливо остановился. В среднем по стране литр 92-ого стоит 26 рублей, "девяносто пятого" - 28 рублей. Дизельное топливо стоит 24 рубля 87 копеек за литр. Самые дорогие регионы - Сибирь и дальний восток. Некоторые топливные операторы с 31 августа начали закупки бензина в Японии. Федерация автомобилистов России планирует провести 24 сентября, в день съезда "Единой России", митинг протеста.
Александр Горлин, BusinessFM