РЖД ведет переговоры о росте тарифов на перевозки
Рост цен на услуги железнодорожников правительство сдерживает на уровне 6%, чего мало монополисту. Недостающие доходы компания компенсирует за счет продажи своих «дочек»
Читать на полной версииРост цен на услуги железнодорожников правительство сдерживает на уровне 6%. Монополисту этого мало. Недостающие доходы компания компенсирует за счет продажи «дочек». В этом году РЖД расстанется с 25% «ТрансКонтейнера» и 75% «Первой грузовой компании». Но именно за счет этих активов железнодорожники могли обходить госрегулирование.
В отличие от самих РДЖ, деятельность операторов вагонов, к которым относится и «Первая грузовая компания», не подпадает под действие установленных тарифов. Изменяя стоимость услуг своих «дочек» на 15-30%, РЖД повышает общую стоимость железнодорожных перевозок на 10-15%, вместо установленных шести.
Ситуацию комментирует руководитель департамента по железнодорожным исследованиям Института естественных монополий Владимир Савчук:
«Грузоотправитель оплачивает перевозку, оплачивает два вида услуг — услуги РЖД и услуги частной компании. В итоге сама стоимость перевозки грузов не регулируется государством, поскольку если один из элементов не регулируется государством, та и вся услуга не регулируется».
Участники рынка говорят, что до сих пор РЖД не представила прозрачного обоснования повышения своих тарифов. В то время как повышение стоимости услуг владельцами вагонов грузоотправителям понятно, говорит партнер компании «Икс Транс» Сергей Емельянов:
«Вагонная составляющая, как правило, складывается, и существует достаточно понятный механизм – абсолютно рыночный, и определяется дефицитом или наоборот, избытком того или иного вида подвижного состава на рынке. Соответственно, при дефиците цены, арендные ставки растут, при избыточном предложении наоборот, падают. Соответственно, это зависит, в свою очередь, от объема грузоперевозок. Допустим, в период 2008-2009 год в условиях кризиса было существенное снижение объема перевозок, соответственно, арендные ставки претерпели достаточно большое снижение. Увеличение объема перевозок в настоящий момент — ставки эти достаточно активно растут».
В РЖД отмечают, если государство не поднимет тарифы, компания может получить убыток около 80 миллиардов рублей.
Business FM