ФАС заступилась за Volga Siber
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выразила свое недовольство разработанным Минпромторгом списком автомобилей, предназначенных для госзакупок и программ льготного кредитования, а именно отсутствием в нем модели Volga Siber
Читать на полной версииНачальник управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы ФАС Алексей Ульянов изложил претензии ведомства к составленному Минпромторгом списку легковых машин отечественного производства или сборки, которые будут продаваться населению в кредит со ставкой, субсидированной из бюджета. (Напомним, что в этот список вошли все автомобили АвтоВАЗа и иномарки российской сборки (Fiat Albea, Renault Logan, Kia Spectra, Skoda Fabia). В рамках госзаказа планируется закупать, в основном, также продукция АвтоВАЗа.)
Утверждалось, что модели из списка должны стоить не более 350 тыс. рублей. «Непонятно, отчего в этот список попал Volkswagen Jetta стоимостью выше 350 тысяч рублей и не попала продукция ТагАЗа и «Русских машин» — например, Volga Siber», — возмутился представитель ФАС.
В этой связи ФАС, как сообщил Ульянов, запросила разъяснения у министерства по данному вопросу и даже получила разъяснения. «Но пока они нас не убедили. Срок изменения перечней истекает сегодня. Если мы не получим внятных объяснений по поводу отсутствия автомобилей этих предприятий в перечнях или если в них не будут внесены изменения, то мы возбудим антимонопольное дело по ст. 15», — пообещал Алексей Ульянов, имея в виду закон «О защите конкуренции».
В случае возбуждения антимонопольного расследования ФАС может выдать Минпромторгу предписание о внесении поправок в соответствующие документы. Однако в Минпромторге BFM.ru пояснили, что не считают списки автомобилей нарушающими законодательство о конкуренции. «В основу перечней были положены четкие критерии. По состоянию на декабрь 2008 года цены на включенные в перечень автомобили отечественных торговых марок составляли менее 350 тысяч рублей. Что касается автомобилей иностранных марок, производимых в России в рамках подписанных соглашений о промсборке, стоимость которых на момент формирования перечня превышала 350 тысяч рублей, то они сконструированы таким образом, что при соответствующей маркетинговой политике цена может быть снижена», — пояснил представитель Министерства.
Впрочем, в Минпромторге не исключают возможность изменения списков автомобилей «в случае наличия аргументированной позиции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации».
Эксперты, в свою очередь, не ждут, что перечни «госбюджетных» автомобилей значительно изменятся, ведь они составлялись с учетом не только цены, но и статистики продаж. «Например, в продажах ГАЗа 60% приходится на грузовики, и «ГАЗель» включена в список для госзакупок. Это для продаж ГАЗа намного важнее, чем продажи Volga Siber», — говорит аналитик БКС Севастьян Козицын.
«Если уж корректировать перечень, то тогда в него нужно включать все марки автомобилей, производимых в России, чтобы никому из производителей не было обидно», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, отмечая при этом, что Volga Siber стоит гораздо дороже 350 тысяч рублей.
С другой стороны, снижение же цен на автомобили, на которое рассчитывает Минпромторг, сейчас маловероятно. «Индексация их цен и так существенно отстает от реальной девальвации рубля, производители и дилеры работают с минимальной рентабельностью. Аналогичная ситуация с отечественной продукцией. Рынок сегментирован, цены на автомобили, не попадающие в льготную категорию, как правило, начинаются от 450-500 тыс. рублей. Как результат, можно ожидать роста выпуска недорогих автомобилей в ущерб среднеценовой категории, а не попыток снизить цены на остальные модели», — прогнозирует аналитик «Финама» Константин Романов.