Нужны ли Microsoft телефоны Nokia
На фоне роста рынка мобильных устройств разработчики программного обеспечения задумываются о расширении бизнеса за счет производства, например, мобильных телефонов. Google уже сделал шаг в этом направлении. Следующей может стать Microsoft
Читать на полной версииЕще одна IT-компания, занимающаяся разработкой мобильных операционных систем, может пойти по стопам Google, который решил купить Motorola Mobility. Речь идет о возможном приобретении американской софтверной корпорацией Microsoft финского производителя мобильных телефонов Nokia.
Впрочем, пока данная сделка обсуждается лишь аналитиками, сами же компании не подтверждают ее возможность.
Тем не менее, рынок задумался: действительно, почему бы Microsoft не приобрести Nokia? Об этом же размышляет в блоге The Wall Street Journal редактор технологического раздела издания Бен Руни (Ben Rooney).
«Сразу поясним. Никто не говорит, что Microsoft собирается покупать Nokia или даже раздумывает о такой возможности. Нет даже намека на слухи, что они собираются это сделать. Но с учетом того, что произошло [покупка Motorola Mobility компанией Google — BFM.ru] может ли Microsoft позволить кому-то еще завладеть этим активом?» — задался вопросом автор блога.
После появления сообщений о покупке Motorola компанией Google акции Nokia подскочили на 10%. Очевидный вопрос — почему? И столь же очевидный ответ: после того, как Google купит Motorola, следующей может стать Nokia.
Бумаги RIM, производителя устройств BlackBerry, также выросли, но не настолько. Но кто из существующих игроков рынка может купить Nokia, а главное зачем? Самый очевидный ответ — Microsoft.
На первый взгляд, это может показаться нелогичным — ведь Microsoft уже заключила с крупнейшим производителем сотовых телефонов стратегический альянс, и в скором времени ожидается выход первого устройства Nokia с Windows Phone 7.
«Nokia уже в кармане у Microsoft, так зачем Стиву Балмеру покупать проблемного финского гиганта? Взгляните на размеры компании. Хотя акции Nokia демонстрируют стремительное падение, теряя уже около 45%, компания по-прежнему имеет рыночную капитализацию в 14 млрд долларов. Если взять за основу стоимость Motorola Mobility, которую заплатит Google, элементарный расчет приведет к оценке стоимости Nokia на уровне около 30 млрд долларов. Это очень прилично для компании с падающими котировками, уменьшающейся долей рынка и непроверенной продуктовой линейкой», — написал Бен Руни.
Однако аналитик фирмы Enders Analysis Бенедикт Эванс (Benedict Evans) не согласен с такими доводами. «Это была бы оборонительная игра. Единственная причина, по которой Microsoft могла бы купить Nokia, состоит в том, чтобы не позволить приобрести ее кому-то другому», — сказал он.
Microsoft находится перед лицом серьезной угрозы, считает Эванс. В то время, когда мир отходит от персональных компьютеров в чистом виде, компании необходимо развивать свою мобильную ОС. Аналогичная проблема есть и у Nokia. «Альянс мог бы принести обеим сторонам то, что им необходимо», — считает аналитик.
Nokia переживает не лучшие времена. Несмотря на то, что финский производитель все еще остается лидером по продажам мобильников, его доля рынка стремительно сокращается. В сегменте смартфонов Nokia уже потеряла первое место, уступив его Apple. Во втором квартале текущего года убытки компании составили 690 млн долларов.
Учитывая такую ситуацию, Бенедикт Эванс предрекает, что Nokia может существенно упасть в цене. При этом, вполне вероятно, может появиться заинтересованный игрок, который купит компанию. «Если так получится, захочет ли новый собственник идти на поводу Microsoft», — рассуждает аналитик.
Подобное развитие событий могло бы привести к «блокировке» Windows Phone. «Может ли Microsoft допустить, чтобы кто-то другой купил Nokia? Единственный способ, который позволит Microsoft гарантировать, что Nokia будет лояльна Windows Phone — приобрести компанию в собственность», — говорит Эванс.
Независимый аналитик мобильного рынка (и бывший аналитик Nokia) Хорис Дедью (Horace Dediu) считает, что финская компания очень недооценена, а потому становится привлекательным объектом для поглощения.
Microsoft, в свою очередь, такой актив вполне полезен для реализации политики «кнута и пряника». «Microsoft оказывает давление на Android исками к HTC и требованиями выплаты роялти. Она фактически зарабатывает больше на Android, чем на Windows Phone. При этом они хотят усилить давление, как бы говоря [производителям мобильных телефонов]: если вы переключитесь на нашу платформу, вам не придется об этом беспокоиться», — пояснил Хорис Дедью.
Причем Google в связке с Motorola становится гораздо более сильным игроком с точки зрения защиты патентов. То есть у Microsoft остается меньше рычагов давления.
Да или нет
Так купит ли Microsoft Nokia? Аналитики очень осторожны в своих прогнозах. «Я не думаю, что купят», — говорит Хорис Дедью. Бенедикт Эванс выражается еще более аккуратно. На вопрос, будет ли он удивлен, если сделка состоится, он ответил другим вопросом: «Вы имеете в виду, буду ли удивлен этим больше, чем покупкой Motorola компанией Google?».
В свою очередь эксперт информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко в интервью BFM.ru заявил, что не исключает возможности покупки Nokia компанией Microsoft.
«На мой взгляд, это вполне логично. Microsoft, впрочем, как и Goolge, уже несколько лет предпринимает попытки выйти в «железячные» сегменты рынка инфокоммуникаций. Google уже сделал шаг в этом направлении, заявив о приобретении бизнеса Motorola Mobility. Теперь настала очередь компании из Редмонда, и если слухи о сделке Microsoft c Nokia подтвердятся, это станет закономерным шагом» — считает эксперт.
Правда, особо привлекательным в маркетинговом плане, по мнению эксперта MForum, подобный союз не выглядит. «На сегодняшний день Nokia потеряла былой статус в глазах потребителей. К Microsoft отношение в пользовательской среде также весьма не однозначно. Так что объединение компаний вряд ли обеспечит привлекательную синергию», — поделился размышлениями Алексей Бойко.
Впрочем, у Microsoft и у Nokia есть шанс побороться за лидерство на рынке с Apple и Samsung — это будет зависеть от того, удастся ли найти харизматичного и толкового лидера направления мобильных устройств Nokia-Microsoft, отметил эксперт.
Объединение двух компаний выглядит логичным не только с точки зрения консолидации сил в непрекращающихся «патентных войнах»: широкое распространение аппаратов Nokia на массовом рынке позволит Microsoft сформировать лояльность к своему бренду среди пользователей мобильных устройств.
Правда, на этом пути финскую и американскую компании ждет немало трудностей. «Ментальность финнов и американцев отличается. Неизбежны проблемы страновых различий корпоративных культур Microsoft и Nokia, что затруднит и замедлит процессы интеграции бизнеса, «смажет» возможные позитивные эффекты синергии», — прогнозирует Алексей Бойко.