Аэропорт «Домодедово» считает неточным заявление Следственного комитета относительно допроса Дмитрия Каменщика и обеспечения безопасности в аэропортовом комплексе.

«Поиски собственника аэропорта, под которым, очевидно, имеется в виду акционер юридического лица, владеющего объектом транспортной инфраструктуры, не имеют прямого отношения к теме обеспечения транспортной безопасности», — говорится в заявлении «Домодедово», переданном в BFM.ru. В аэропорту считают, что ст. 53 Гражданского кодекса предусматривает, что «юридическое лицо принимает на себя гражданские права и обязанности через свои органы, то есть фактический менеджмент». А акционер компании ответственности по ее обязательствам не несет, говорят в «Домодедово», ссылаясь на ч. 3 ст. 56 ГК РФ и ст. 3 федерального закона «Об акционерных обществах».

На заявление СКР о том, что установить собственника аэропорта не удалось, в «Домодедово» заявляют, что «исходя из определения понятия «аэропорт» (ч. 3 ст.40 Воздушного кодекса РФ), единого собственника аэропорта не существует». Собственники есть у отдельных объектов, входящих в состав аэропорта, а также государство, владеющее аэродромной инфраструктурой», говорят в «Домодедово».

Ранее Счетная палата России назвала владельцем аэропорта зарегистрированную на Кипре оффшорную компанию Hacienda Investments Limited. В то же время на Лондонской бирже, где планировалось IPO «Домодедово», было объявлено, что аэропортом через группу «Ист Лайн» владеет DME Limited. Она зарегистрирована на британском острове Мэн, а 100% акций этой компании принадлежит Дмитрию Каменщику. Впоследствии DME Limited отложила проведение IPO.

Версии допроса

«Также не соответствуют действительности заявление СК РФ о том, что «на вопрос следователя назвать реальных собственников … иностранной компании и аэропорта «Домодедово» Д. Каменщик отказался отвечать, «сославшись на ст. 51 Конституции Российской Федерации», — говорится в заявлении «Домодедово».

Аэропорт приводит свою версию цитат из допроса топ-менеджера 8 июня 2011 года:

Вопрос следователя к свидетелю: «Поясните, какие объекты недвижимости находятся в собственности аэропортового комплекса «Домодедово» и каким образом приобретены?»

Ответ: «Как я ранее говорил, аэропорт — это множество объектов. У разных объектов различные собственники. Например, собственником многих объектов недвижимости является Российская Федерация, других объектов — муниципалитет в лице администрации Домодедовского округа».

Вопрос следователя к свидетелю: «Кто является 100% держателем акций аэропортового комплекса «Домодедово»?

Ответ: «Аэропортовый комплекс состоит из множества юридических лиц, и у разных юридических лиц есть различные собственники».

Цитата из заявления Следственного комитета России выглядит так:

«Допрошенный в качестве свидетеля по делу Дмитрий Каменщик, позиционирующий себя как председатель совета директоров аэропорта «Домодедово», пояснил, что является лишь консультантом представительства в Российской Федерации оффшорной компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», зарегистрированной на острове Мэн. На вопрос следователя назвать реальных собственников данной иностранной компании и аэропорта «Домодедово» Каменщик отвечать отказался, сославшись на ст. 51 Конституции Российской Федерации. При этом он пояснил, что обстоятельства, по которым он позиционирует себя как председатель совета директоров аэропорта «Домодедово», прописаны в контракте, который он заключил с компанией «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед». Однако Каменщик заявил следствию, что экземпляра контракта у него не имеется».

СКР также добавляет, что Валерий Коган, «позиционирующий себя как председатель наблюдательного совета аэропорта «Домодедово», назвать свое место работы, жительства, анкетные данные отказался, сославшись на ст. 51 Конституции Российской Федерации. «Вместе с тем у следствия имеется информация, что он также состоит в должности консультанта компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», — отмечают в СКР.

Транспортный узел также опровергает сообщение СКР о том, что Дмитрий Каменщик заявлял, будто обыски и выемки документов были обусловлены якобы попыткой возможного рейдерского захвата. СКР называет это утверждение не соответствующим действительности, аэропорт «Домодедово» отмечает, что Дмитрий Каменщик такого вообще не говорил.

Правила безопасности были не те

Кроме того, «Домодедово» полагает, что требования по обеспечению транспортной безопасности, по факту неисполнения которых ведется расследование уголовного дела № 201/713013-11, на момент теракта вообще не существовали. «Они были разработаны после его совершения, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации 8 февраля 2011 и вступили в действие только 27 марта 2011 года», — говорится в заявлении аэропорта.

СКР же отмечал, что вызывал на допросы сотрудников аэропорта, МВД и компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» в связи с «подозрением в ненадлежащем обеспечении аэровокзального комплекса «Домодедово» исправными системами контроля и досмотра пассажиров и посетителей аэропорта; недостаточностью финансирования; отсутствием надлежащего контроля за работой сотрудников службы авиационной безопасности и транспортной милиции; отсутствием систематических проверок и настроек досмотрового оборудования».

В аэропорту утверждают, что на момент совершения теракта все требования авиационной безопасности исполнялись. В частности, проводился выборочный досмотр пассажиров и посетителей. «Видеозапись прохода террориста в здание аэровокзала позволяет однозначно утверждать, что сотрудник транспортной полиции находился на посту, пост был укомплектован необходимым досмотровым оборудованием, находящимся в исправном состоянии», — отмечают в «Домодедово» и говорят, что видеозапись зафиксировала работу досмотрового оборудования за час до прохода террориста, проход террориста в здание аэровокзала и работу оборудования спустя 2 часа после взрыва.

«Что касается объемов финансирования, то инвестиции Московского аэропорта Домодедово в обеспечение транспортной безопасности за последние 10 лет составили более 30 миллионов долларов США, в том числе на технические средства – свыше 25 миллионов. Запланированные на транспортную безопасность инвестиции на 2011 год составляют более 12 миллионов долларов», — говорится в заявлении «Домодедово».

Аэропорт также опровергает информацию некоторых СМИ о том, что ради экономии он использовал контрафактное программное обеспечение. Все ПО, как говорят в «Домодедово», закупает Московский центр автоматизированного управления воздушным движением, который является подразделением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».