КС постановил пересмотреть дело о ДТП на Ленинском
Суд признал незаконными положения законодательства, позволяющие мертвых признавать виновными без решения суда и согласия родственников
Читать на полной версииКонституционный суд России признал незаконным положение Уголовно-процессуального кодекса, позволяющее следователю прекращать уголовное дело в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого без согласия близких родственников.
Таким образом, суд удовлетворил жалобу адвокатов Игоря Трунова и Людмилы Айвар, которые представляли интересы отца Ольги Александриной, погибшей в ДТП на Ленинском проспекте столицы. Судьи постановили, что «правоприменительные решения в отношении Ольги Александриной должны быть пересмотрены».
Адвокат Игорь Трунов заявил, что полностью удовлетворен решением Конституционного суда. В этой связи юристы намерены отозвать жалобу Сергея Александрина, поданную в Европейский суд по правам человека. «Предмет обращения исчерпан», — сказал адвокат.
По его словам, решение Конституционного суда дает возможность проведения судебного разбирательства, которое поставит точку в деле о ДТП на Ленинском проспекте.
Адвокат водителя вице-президента ЛУКОЙЛа Владимира Картаева Гарри Мирзоян заявил, что решение Конституционного суда свидетельствует лишь о несовершенстве законодательства. «Оно не говорит о том, что решение по делу было правильным или неправильным», — сказал юрист BFM.ru. Он по прежнему уверен в невиновности водителя Mercedes, в котором находился топ-менеджер нефтяной компании. «Я абсолютно уверен, что в действиях водителя Картаева не было нарушения Правил дорожного движения», — сказал Гарри Мирзоян.
В КС юристы обратились прошлой осенью. Они просили признать противоречащим Конституции РФ пункт 4-й части 1-й статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которой следователь мог закрыть дело в связи со смертью обвиняемого или подозреваемого без согласия его близких родственников. Кроме того они оспаривали пункт 1-й статьи 254 УПК, в которой говорится о прекращении судом дела при вышеупомянутых обстоятельствах.
«Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, хотя и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительной практикой как констатация того, что лицо совершило деяние, содержащие признаки преступления, и поэтому решение о прекращении дела не влечет за собой реабилитации лица», — указали юристы.
По мнению заявителей, данная статья противоречит Конституции. Основной закон гласит, что человек может быть признан виновным только по приговору суда. В жалобе адвокаты отметили, что действующий уголовно-процессуальный закон не предусматривает получения согласия близких родственников на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Между тем закрытие дела в этом случае влечет правовые последствия — вся материальная ответственность за действия погибших виновников аварий ложится на плечи их родственников, к которым могут быть предъявлены гражданские иски. «Поэтому существующая в настоящее время норма закона затрагивает их права», — считает Трунов.
К обращению в Конституционный суд юристов подтолкнуло решение органов следствия по делу о ДТП с участием автомобиля ЛУКОЙЛа, когда виновной признали водителя автомобиля Citroen Ольгу Александрину.
Игорь Трунов и Людмила Айвар считают, что дела в отношении погибших должны рассматриваться судами в заочном порядке. В этом случае доказательства следствия могут быть оспорены.
Трунов отмечает, что ежегодно на российских дорогах в ДТП погибают от 30 до 40 тысяч человек. Зачастую вина за аварии попросту списывается на погибших. По мнению юриста, действующая норма закона дает возможность процветать коррупции в правоохранительных органах.
С аналогичной жалобой в КС также обращался житель Челябинской области Юрий Ващенко, сын которого, оперуполномоченный Евгений Ващенко обвинялся в превышении должностных полномочий в отношении двух военнослужащих-контрактников. В январе 2008 года Карабашский городской суд Челябинской области прекратил дело в связи со смертью обвиняемого. Заявитель указал, что дело в полном объеме не слушалось, фактические обстоятельства не исследовались, мнение близких родственников о возможности прекращения дела не выяснялось. Отец считал своего сына невиновным, настаивая на его реабилитации. Он просил отменить решение суда, но ему в этом было отказано.
Жалобу Юрия Ващенко КС объединил в одно производство с заявлением Сергея Александрина. КС отменил и все ранее вынесенные решения в отношении Ващенко. По решению судей, они также должны быть пересмотрены.