Похоже, жизнь заставляет вносить коррективы в размеренную жизнь депутатов Госдумы. Трагические события, гибель людей при кораблекрушении на Волге, возможно, заставят депутатов вспомнить, что у них в «портфеле» давно лежит законопроект об обязательном страховании ответственности за причинение вреда пассажирам, а также поработать во время летних каникул над ужесточением правил транспортной безопасности.

О том, что к принятию закона об обязательном страховании ответственности за причинение вреда пассажирам депутаты могут приступить на первых же заседаниях осенней сессии, BFM.ru рассказал член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Губкин.

Законопроект уже причислен к «долгострою» — над ним работают почти 10 лет. В его последней редакции от 2010 года предлагалось страховать жизнь пассажира любого вида транспорта на 2 млн рублей. В страховые выплаты должна также включаться сумма в 25 тысяч рублей на погребение в случае трагического исхода. Пока на страховку в 2 млн рублей могут рассчитывать только пассажиры, летающие самолетами. Пассажиры речного транспорта не застрахованы, железнодорожного транспорта — застрахованы на 12 тысяч рублей (такую сумму получили семьи погибших в «Невском экспрессе»), автотранспорта — на 160 тысяч рублей по ОСАГО.

Проект закона уже был рассмотрен на президиуме правительства в сентябре 2010 года, в ноябре Госдума приняла его в первом чтении. Но в декабре Дмитрий Медведев направил заключение на законопроект, в котором указывалось на его недоработки. С тех пор документ так и не был принят.

В весеннюю сессию депутаты не успели его утвердить «чисто технически», пояснил BFM.ru Анатолий Губкин. «Рабочая группа по этому законопроекту собиралась, но мы не успели его принять. Думаю, в сентябре законопроект будет принят сразу в двух чтениях. Стоимость проезда после принятия закона подняться не должна», — утверждает депутат.

Пока закон не принят, выплаты семьям погибших и пострадавших в Куйбышевском затоне осуществляются за счет средств федерального бюджета. Напомним, семьи погибших получат по 1 млн рублей, получившие тяжелые и средние травмы, — по 400 тысяч рублей, легкие травмы — по 200 тысяч рублей.

Страховые компании относят закон об обязательном страховании к одному из самых ожидаемых, рассказал BFM.ru глава Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев. Объем рынка обязательного страхования ответственности перед пассажирами может составить примерно 10 млрд рублей. Юрьев недоумевает, почему принятие этого закона затягивается. Ведь страховщики смогут стать эффективным инструментом контроля в транспортном секторе, говорит он. «Страховщики будут каждый год проводить свои проверки состояния транспорта и докладывать об этом регулятору. Надо в этой сфере наводить порядок, чтобы не повторить ситуации», — утверждает он.

После кораблекрушения «Булгарии», которое, по последним данным, унесло жизни более 100 человек, депутаты заговорили еще об одной законодательной инициативе — о запрете эксплуатации устаревшего транспорта. Эта идея будет прорабатываться депутатами летом, на каникулах, заявил BFM.ru первый зампред комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко.

Изменения коснутся закона о транспортной безопасности. Будут ли они внесены на рассмотрение уже в этом году, Клименко сказать затруднился. «У нас слишком большой процент устаревшего транспорта. Необходимо все взвесить, чтобы не нанести удар по отрасли», — говорит он.

Сейчас средний возраст речных судов, к примеру, составляет 30 лет, что на 5–10 лет больше срока безопасной эксплуатации, говорится в пояснительной записке к законопроекту о поддержке российского судостроения и судоходства. К 2010 году в стране насчитывалось 3,1 тысячи грузовых судов и 619 пассажирских. 20 лет назад их было 14,1 тысячи и 1,7 тысячи соответственно.

Кроме того, у депутатом есть намерение ужесточить контроль за работающим транспортом. Ранее Gazeta.ru указывала, что сейчас в законе о транспортной безопасности прописаны критерии защищенности объектов от вмешательства в их работу, в частности от терактов. Депутаты считают, что необходимо установить конкретные требования по технологической безопасности для всех видов транспорта.

Страхование требует жертв

Отметим, в России о страховании чего-либо, как правило, начинают активно говорить после уже случившихся трагедий. Получается, что лишь массовая гибель людей или потеря имущества способны привлечь законодателей к работе над профильными законопроектами.

Так случилось после аварии в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС — в июле 2010 года был принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Этот закон предусматривал увеличение страховых сумм и пределы выплат потерпевшим. За каждого погибшего страховые выплаты с 2012 года, когда закон вступит в силу, составят 2 млн рублей. А максимальная страховая сумма по договору для опасных объектов составит 6,5 млрд рублей, если число потерпевших превысит 3 тысячи человек. Но пока это единственный случай, когда законопроект довели до принятия.

После пожаров августа 2010 года власти заговорили о необходимости возврата обязательного страхования ответственности за причинение вреда в результате пожара, а также об обязательном страховании урожая и об обязательном страховании жилья. Работа над ними также активизировалась, страховщики даже обсуждали этот вопрос с президентом, но законы до сих пор не приняты, а сезон природных пожаров снова в разгаре.

После пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» работа над законом о противопожарном страховании также активизировалась. К работе Минфина, который разрабатывал законопроект, подключилось и МЧС, которое предложило увеличить страховые выплаты до 1 млн рублей. После пожара в Перми вновь заговорили и о введении обязательного страхования ответственности устроителей массовых мероприятий. До этого с подобными инициативами выступали различные структуры власти после терактов в Тушино и на Дубровке. Однако пока эта инициативы так и не оформлены в закон.