Казахстан построит хаб на Каспии
Инвесторы из Америки и Бахрейна готовы к реализации проекта «Каспийский энергетический хаб» в Казахстане. Астана политически поддерживает этот проект, страна заинтересована в создании хаба, несмотря на глобальный экономический кризис
Читать на полной версииИнвесторы из Америки и Бахрейна готовы к реализации проекта «Каспийский энергетический хаб» в Казахстане. Астана политически поддерживает этот проект — как заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, страна заинтересована в создании хаба, несмотря на глобальный экономический кризис.
Каспийский хаб (Caspian Energy Hub, CEH) направлен на полномасштабное развитие потенциала нефтегазового сектора, он должен обеспечить необходимыми коммерческими, техническими и человеческими ресурсами нефтегазовую промышленность Казахстана и всего Каспийского региона. Хаб будет включать парк науки и технологий, лабораторию геофизических данных, центр подготовки технических кадров, центр развития информационных технологий, центр по исследованию окружающей среды и центр по возобновляемым источникам энергии. Предполагается, что на территорию хаба будут передислоцированы нефтегазовые компании страны.
«Общая сумма инвестиций, направляемых на строительство всех объектов, всех зданий, составит около 15 млрд долларов, а реализация всего проекта может занять от 7 до 8 лет», — сообщил председатель совета директоров PFC Energy International Вахан Заноян.
«ТЭО строительства инженерной инфрастуктуры территории Каспийского энергетического хаба, под которую выделяются 1200 гектаров земельных участков вдоль побережья Каспийского моря недалеко от города Актау, будет завершено в апреле текущего года. После этого будут выделены средства, и начнется строительство внешней инженерной инфраструктуры», — сообщил на брифинге по итогам встречи с инвесторами глава Мангистауской области (на западе Казахстана) Крымбек Кушербаев. Инвестиции в строительство инфраструктуры на первоначальной фазе составят около 400 млн долларов. Этот этап займет около 18 месяцев.
О проекте создания Каспийского энергетического хаба Казахстан объявил чуть менее года назад. В апреле 2008 Исламский инвестиционный банк Бахрейна Gulf Finance House (GFH), специализирующийся на инновационных проектах в экономике, и PFC Energy International (базируется в Вашингтоне) подписали с правительством страны меморандум о взаимопонимании.
В мае 2008 в рамках Всемирного экономического форума по Ближнему Востоку в Шарм Эль Шейхе (Египет) при участии президента Казахстана был подписан проектный договор — между Фондом устойчивого развития «Казына», Казахстанским государственным холдингом по управлению национальными активами «Самрук», PFC Energy (США), Gulf Finance House (Бахрейн) и инвесткомпанией «Мангистау». Первоначально объем инвестиций оценивался в 10 млрд долларов.
«Денег у стран Персидского залива немало, и они ищут возможности для перспективных инвестиций, — отмечает экс-глава компании «Удмуртнефть», заместитель председателя комитета по собственности Госдумы РФ Евгений Богомольный. — Я не думаю, что этот проект каким-то образом направлен против России. Речь идет главным образом о создании научно-технологического центра. Например, под Лондоном у ВР есть такой центр. Еще в советские времена у Казахстана был НИИ нефти и газа в городе Шевченко (сейчас Актау), теперь это, видимо, попытка воссоздать научно-технический потенциал».
По мнению эксперта, в России очень низкий — на уровне 45% — коэффициент нефтеизвлечения, что конечно, во многом связано с условиями залегания нефти. С учетом объема запасов увеличение его хотя бы на 1% фактически равносильно введению в строй нового месторождения. Так что совершенствование методов разведки, добычи, контроля очень актуально.
«Хаб станет частью Каспийской системы транспортировки нефти, которая, по сути, является нацпроектом для Казахстана, — уверен аналитик инвесткомпании «Файнэншл Бридж» Дмитрий Александров. — Казахстанский рынок нефти и газа интересен для иностранцев: страна промышленно развита, владеет огромными участками перспективных недр на шельфе Каспия, взять один лишь Кашаган. Участвовать в распределении энергоресурсов — это долгосрочное, в 30-40 лет, получение прибыли от тех же операторских услуг. Возможно, этот хаб станет узлом для перевалки сырья в Закавказье — в обход России».
Каспийский хаб должен стать продолжением серии Energy City, которую реализует инвестиционный банк Бахрейна Gulf Finance House в разных странах мира. В 2007 году банк принял решение о вложении 10 млрд долларов в строительство «бизнес-города» для энергетических, телекоммуникационных и IT-компаний недалеко от Мумбаи в Индии. В 2008 Gulf Finance House подписал меморандум с Ливией о строительстве экономического центра для энергетиков Персидского залива. Проект стоимостью 3,8 млрд долларов включает бизнес-центры для компаний, добывающих нефть и газ, а также занимающихся их очисткой, перевозкой и сбытом. В начале 2009 Gulf Finance House объявил о проекте бизнес-парка в Тунисе. «Техноград» в Северной Африке стоимостью 3 млрд долларов должен стать в числе прочего свободной экономической зоной.
«Источник денег для хабов — это перевалка сырья. Плюс добавление к конечной стоимости в виде переработки — нефтехимия. Такое есть в странах Персидского залива: рядом с перевалочными пунктами НПЗ, сложная логистика, — отмечает Дмитрий Александров. — В Казахстане такое тоже возможно — территориально доступны Атерау и Актау. Вокруг перевалки и переработки возникает комплекс высокотехнологичных разработок. Это хорошая база. Инвесторы могут получить интересные наработки в области геофизических исследований».