Не выплыть
Три катастрофы на транспорте за месяц: крушение Ту-134 в Карелии в ночь на 21 июня, 10 июля — затопление теплохода «Булгария» на Волге и сегодня аварийная посадка на Оби самолета Ан-24. Уже 108 жертв, но поминальный список еще будет пополняться
Читать на полной версииЧисло погибших при крушении теплохода «Булгария» в Куйбышевском затоне, по данным на 17:49 мск, составило 55 человек. Начальник информации ГУ Центра обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы Татарстана Марат Рахматуллин сообщил, что среди поднятых водолазами тел пятеро детей.
В поисках задействовано 106 водолазов, работы ведутся практически на всех палубах затонувшего судна. До конца дня специалисты намерены добраться до музыкального салона, где в момент трагедии проходил детский праздник.
Двухпалубный теплоход «Булгария», построенный еще в 1955 году в Чехословакии, затонул в воскресенье, 10 июля, на Волге во время грозы в 3 км от берега. Судно следовало из города Болгар в Казань. И это самый популярный запрос дня в поисковой системе Google.
Теплоход изначально был рассчитан на 233 пассажира, однако после модернизации (на судне были оборудованы комфортабельные каюты) «Булгария» должна была вмещать 140 пассажиров. По данным МЧС, в свой последний рейс судно отправилось с 208 пассажирами на борту, включая приблизительно 60 детей. Спасено 79 человек, судьба остальных неизвестна.
На «Булгарии» было 25 незарегистрированных пассажиров и, что вызывает массу вопросов, 36 детей с одной датой рождения — 30 декабря 1999 года, согласно судовым документам. Эти данные подтверждаются в опубликованном на сайте МЧС по Татарстану списке граждан, находившихся на судне.
Как сообщило информагентство «Татар-информ», это обстоятельство объясняется тем, что у детей не было паспортов при оформлении путевок, но их все равно незаконно взяли на борт.
Изношенность судна, крен, перегрузка или шторм
В настоящее время обстоятельства катастрофы выясняются. «Свидетели ЧП говорят, что судно вышло из порта с креном на правый борт, а перевернуть его могло боковой волной», — сообщил ранее начальник приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин.
Теплоход «Булгария» никогда не проходил проверку на модификацию корпуса, которую такие суда должны проходить раз в пять лет, утверждает Ирина Тюрина, пресс - секретарь Российского союза туриндустрии.
Круиз без лицензии и без запасного выхода
Как выяснилось в ходе расследования крушения теплохода «Булгария», он вообще не имел лицензии на перевозку пассажиров. Об этом на заседании оперативного штаба ЧС сообщил Приволжский транспортный прокурор Сергей Белов.
Между тем, как сообщают СМИ со слов спасшихся пассажиров, что многим не удалось выбраться из идущего ко дну судна из-за заваренных и запертых аварийных выходов.
Следователи уже провели выемку документов в помещениях ОАО «Судоходная компания — Камское речное пароходство» (КРП), которому принадлежала затонувшая «Булгария».
Списать в утиль
В связи с катастрофой теплохода «Булгария» президент Дмитрий Медведев в понедельник собрал совещание в Горках. Но пришлось обсуждать еще одну трагедию
Глава МЧС Сергей Шойгу доложил президенту о ЧП с самолетом Ан-24, аварийно приводнившемся на Оби, на границе Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа. По словам Шойгу, на борту самолета находились 37 человек, в том числе один несовершеннолетний. По последним данным, в результате катастрофы шестеро из них погибли.
В Росавиации сообщили, что во время полета произошло возгорание левого двигателя, и командир воздушного судна принял решение о приводнении. В настоящее время следствие возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Напомним, что совсем недавно, в ночь на 21 июня, в Карелии также произошла авиакатастрофа. Тогда самолет Ту-134 авиакомпании «Русэйр», совершавший чартерный рейс Москва — Петрозаводск, потерпел крушение при подлете к столице Карелии. На борту находились 43 пассажира и 9 членов экипажа. Погибли 47 человек, остальные получили серьезные ранения.
Главная версия падения самолета Ту-134 под Петрозаводском — человеческий фактор (ошибка экипажа). Но разговоры о техническом соответствии этих лайнеров стали вестись на различных уровнях, и Дмитрий Медведев заявил, что полеты самолетов Ту-134 следует прекратить, дав 23 июня поручение Минтрансу проанализировать вопрос о выводе этих самолетов из эксплуатации с 2012 года с регулярных рейсов.
Сегодня президент заявил, что необходимо снять с полетов и Ан-24. «Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, не в меньшей степени относится к Ан-24», — заявил он.
Впрочем, Минтранс заявил вечером в пондельник, что речь о полном запрете Ан-24 не идет.
«До сих пор проносило»
Последние трагические события навели президента на мысль о том, что в России нужно проверить все транспортные средства, которые занимаются перевозкой пассажиров. «Нам нужно провести тотальное обследование всех транспортных пассажирских средств», — сказал Медведев.
Возвращаясь к теме затонувшей «Булгарии», президент отметил, что это далеко не единственное судно, которое имеет такого рода проблемы. «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно. Если до сих пор проносило, это не означает, что такого не могло произойти. Теперь случилось, причем с самыми страшными последствиями», — признал президент.
На самом деле и раньше не проносило. Вот печальная статистика самых крупных аварий на водном транспорте за последние 30 лет.
5 июня 1983 года круизный теплоход «Александр Суворов», следуя по маршруту Ростов-на-Дону—Москва, на полном ходу зашел под низкий Ульяновский мост через Волгу. В это время по мосту следовал грузовой поезд в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. По разным данным, погибли от 176 до 600 человек.
31 августа 1986 года в 15 км от Новороссийска потерпел крушение пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», следовавший из Сочи в Одессу. Его правый борт протаранил сухогруз «Петр Васев», у которого отказала система автоматизированной прокладки курса. Погибли 423 из 1243 пассажиров.
18 мая 1988 года в японском порту Осака произошел пожар на советском теплоходе «Приамурье», на борту которого находились 295 туристов и 129 членов экипажа. Погибли 11 человек, еще 35 получили ожоги и травмы. Причиной ЧП стало использование электрокипятильника в одной из кают.
27 августа 2000 года на Воткинском водохранилище (Пермская область) пассажирский теплоход «Восход» врезался в баржу. Шесть человек погибли, 17 получили ранения.
16 сентября 2005 года у причала порта Дудинка перевернулся грузопассажирский теплоход «Некрасов». Погибли 14 из 24 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Причиной стал перегруз: на судне было размещено более 100 тонн овощей и фруктов при допустимой загрузке в 70 тонн.
Первый вице-президент ассоциации туроператоров России Владимир Канторович рассказал BFM.ru, что по объемам внутренний туризм в России превышает все прочие виды туризма, но при этом он наименее цивилизованный. «Страхование для внутреннего туризма — это вообще экзотика. Помимо этого, большие проблемы с безопасностью — нет надлежащих стандартов. И это не контролируется из-за вездесущей коррупции», — считает эксперт.
Вице-президент РСТ Юрий Борзыкин оценивает ситуацию с внутренним водным туризмом в России как «катастрофическую». Реально на внутренних водах новых судов у нас около 5%. Все остальные: суда морские более 90% старше 20 лет, а речных устарело 70%», — сказал Юрий Борзыкин BFM.ru.
Океанских лайнеров отечественные верфи не выпускают вовсе. «Туризм — категория, которая зависит не только и не столько от отраслевых составляющих, но от инфраструктуры. Он показывает все минусы», — отмечает Борзыкин.