12 июля будет в Татарстане днем траура по погибшим в результате крушения теплохода «Булгария», на борту которого находились около 200 человек. Затонувшее за считанные секунды судно было построено в 1955 году, и оно такое на внутренних маршрутах России не одно.

Сигнал о трагедии на теплоходе «Булгария», следовавшем по маршруту Казань-Болгар-Казань, в МЧС получили около 14:00 мск от капитана проходившего по тому же участку судна. Трагедия произошла у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района. На спасательных плотах и самодельных плавсредствах удалось выплыть нескольким десяткам человек, большинство же считаются пропавшими без вести.

Вместе с тем глава республики Рустам Минниханов заявил, что власти Татарстана проверят все сообщения, касающиеся ЧП. Один из спасенных пассажиров сообщил, что мимо плававших в воде граждан прошли два судна — баржа и нефтеналивное судно, — которые не остановились.

Точных данных о количестве пассажиров на борту до сих пор получить не удалось. Дело в том, что на судне находились незарегистрированные пассажиры, которые не покупали путевки. Таких в МЧС насчитали 18 человек, из которых шестеро спаслись. По данным МЧС на 7 утра, на борту находились 199 человек. По заявлению главы республики Рустама Минниханова, на борту было 196 человек, передает РИА «Новости». По состоянию на 10 утра, как сказали BFM.ru в пресс-службе регионального управления МЧС, известно, что на борту было «более 190 человек». К настоящему времени подняты тела 12 человек, 81 спасен. Сейчас поиски погибших и пострадавших ведутся как под водой (они осложнены сильным волнением), так и на земле — возможно, кого-то выбросило на близлежащие острова или берег. «Надежды, что кого-то еще можно спасти очень малы», — признались в МЧС.

Наибольшее количество жертв, как предполагается, находится в помещениях, где могло быть много людей — ресторане, барах и музыкальном зале. По словам начальника отдела информации Федеральной противопожарной службы Татарстана Марата Рахматуллина, могли находиться до 50 детей. По полученной от речников информации, там в момент крушения могло проводиться мероприятие. Согласно списку МЧС, на борту были зарегистрированы 59 детей, 37 из них с одной датой рождения — 30 декабря 1999 года (это объясняется тем, что путевки покупались на них без паспортов). 15 из них спасены, 22 числятся в списке пропавших без вести.

Сейчас судно лежит на глубине 18 метров в 2560 метрах от правого берега реки Волга. Рустам Минниханов пообещал, что на месте происшествия круглосуточно будут работать около сотни водолазов. На помощь местным специалистам прибыли спасатели из Москвы из отрядов «Центроспас» и «Лидер». Рано утром в Казань прибыл борт из Краснодара, который доставил еще 12 водолазов и две системы для видеонаблюдения под водой. Башкирия в ближайшее время направит в Татарстан мобильный водолазный комплекс с барокамерой и еще 9 спасателей.

Теплоход «Булгария» был построен в Чехословакии в 1955 году (проект 785), он был рассчитан на 233 пассажира. После модернизации (на судне были оборудованы комфортабельные каюты) теплоход должен был вмещать 140 пассажиров. По данным Приволжского следственного управления на транспорте, только по турпутевкам на борту находились 148 человек.

Предварительная проверка установила, что в 13:30 10 июля при маневре и выходе на главный судовой ход теплоход стал сильно крениться на правый борт. В течение трех минут затопило палубы и внутренние помещения, затем судно полностью ушло на дно. Захлестыванию воды также могли способствовать открытые нижние иллюминаторы. Несмотря на то, что штормовое предупреждение днем в воскресенье не объявлялось (метеорологи прогнозировали его ночью), выжившие члены команды говорят, что в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились, подул шквалистый ветер. «Шлюпки на воду спустить не успели, однако были использованы надувные спасательные плоты и спасательные жилеты», — сообщает следственное управление.

По данным следователей, еще при выходе из Казани у судна был неисправен левый двигатель, однако его выпустили в рейс. Кроме того, в 11:15 был замечен правый крен, что может быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и так далее.
Сама «Булгария» принадлежала Камскому речному пароходству и была сдана в эксплуатацию фирме «Агроречтур». Следователи уже изъяли документацию в этой фирме, у владельца и у арендатора — ООО «Бриз».

По факту аварии возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Расследовать дело будут в центральном аппарате Следственного комитета России, на место происшествия прибыло руководство Главного следственного управления СКР и глава ведомства Александр Бастрыкин.

Прояснить, кто занимался проверкой данного теплохода и пассажирских судов в Татарстане в целом, BFM.ru пока не удалось. В пресс-службе МЧС по региону корреспондента BFM.ru направили в инспекцию по маломерным судам, а в инспекции — в ЦУКС МЧС. При повторном звонке в инспекцию там затруднились оперативно предоставить сведения.

По данным вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Борзыкина, ситуация с внутренним водным туризмом в России катастрофическая. По его словам, в целом водный туризм развивается динамично — как в РФ, так и за рубежом объем перевозок прибавляет ежегодно по 25%. «Но ситуация с инфраструктурой, прежде всего с транспортной, радикально отличается: за словесной трескотней о модернизации реально на внутренних водах нового у нас около 5%. Все остальные: суда морские более 90% старше 20 лет, а речных устарело 70%», — сказал Юрий Борзыкин BFM.ru. Океанских лайнеров отечественные верфи не выпускают вовсе. «Туризм — категория, которая зависит не только и не столько от отраслевых составляющих, но от инфраструктуры. Он показывает все минусы», — отмечает Борзыкин.

Глава республики Рустам Минниханов обещал оказать поддержку пострадавшим и семьям погибших. О том, были ли туристы застрахованы дополнительно на время поездки, неясно. Пока известно, что в «Первой страховой компании» были застрахованы члены экипажа. На случай гибели размер возмещения составляет 15 тысяч рублей.Как подчеркивает представитель РСТ, на внутренних маршрутах страховки непопулярны. В связи с этим туроператоры намерены продвигать внутреннее страхование в дополнение к полисам ОМС. «Мы со страховщиками пытаемся убедить дополнительно страховаться, потому что если покидаешь постоянное место жительства, это всегда небезопасно», — объясняет Юрий Борзыкин.

Контроль над судами, по мнению вице-президента РСТ, неплохой. «Надо, конечно, сказать, что службы для контроля существуют, и ни одно судно не выпускают, если оно не соответствует требованиям. Конечно, сейчас будут дополнительные проверки. Суда такого возраста могут ходить, но насколько это безопасно, демонстрирует этот случай», — считает эксперт и добавляет, что такие трагедии случаются раз в 20 лет.


Copyright 1996-2011 Adobe, Inc. All Rights Reserved More info available at http://www.omniture.com -->