В управляющих компаниях аэропорта «Домодедово» вечером 30 июня прошли масштабные обыски, в рамках которых были изъяты документы. По официальной версии Следственного комитета, мероприятия проводились в рамках расследования уголовного дела о необеспечении сотрудниками и руководителями аэропорта безопасности пассажиров (параллельно расследуется дело о теракте, совершенном в «Домодедово» в январе этого года).

Напомним, взрыв в международном терминале «Домодедово» произошел 24 января этого года. По данным следствия, террорист-смертник Магомед Евлоев активировал начиненное металлическими поражающими элементами взрывное устройство в толпе встречающих. Мощность бомбы составила до 7 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли 37 человек, 173 пострадали.

Версия первая: искали матрешку

После теракта президент Дмитрий Медведев потребовал усилить меры безопасности на транспорте и выяснить структуру владения аэропортом «Домодедово». Поиском собственника занималась Генпрокуратура, но она лишь обнаружила «иностранный след». Заместитель генпрокурора Александр Буксман 18 мая пожаловался депутатам Госдумы: «Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта «Домодедово».

Счетная палата владельца аэропорта назвала: это зарегистрированная на Кипре оффшорная компания Hacienda Investments Limited.

В то же время на Лондонской бирже, где планировалось IPO «Домодедово», было объявлено, что аэропортом через группу «Ист Лайн» владеет DME Limited. Она зарегистрирована на британском острове Мэн, а 100% акций этой компании принадлежит Дмитрию Каменщику (86-е место в списке Forbes, состояние — 1,1 млрд долларов).

По другим данным, реальными бенефициарами «Домодедово» являются Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета группы «Ист Лайн» Валерий Коган (47-е место в списке Forbes, состояние — 2 млрд долларов).

Ссылаясь на источники в правоохранительных органах, многие СМИ связали вчерашние обыски в «Домодедово» с поиском реальных собственников. Некоторые агентства сообщили, что после выемки документов Каменщик был вызван на допрос. Однако 1 июля эту информацию опроверг официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Он рассказал, что «Дмитрий Каменщик, как и председатель наблюдательного совета Валерий Коган были допрошены в качестве свидетелей в рамках уголовного дела о неисполнении требований авиационной безопасности две с лишним недели назад».

По данным финансового аналитика Андрея Сотника, владельцы аэропорта «Домодедово» менялись с 1991-го как минимум тринадцать раз. Нынешний владелец аэропорта — группа «Ист Лайн» — возникла еще в СССР в феврале 1991 года. Ее основателями являлись Дмитрий Каменщик и Дмитрий Шаклеин. Летом 1994 года на Кипре была зарегистрирована новая компания — East Line, владельцем которой выступили лихтенштейнские компания и траст, одна из самых непрозрачных форм собственности. В 1998 году группа «Ист Лайн» учреждает аффилированную EAST LINE Handling. Позже в группе появляется новый офшор — Airport Services Development Ltd. (остров Мэн, владел 19,99% ЗАО «Авиакомпания Ист Лайн»). В начале нулевых произошла еще одна конфиденциальная трансформация группы «Ист Лайн». В ее бухгалтерских отчетах за 2000-2001 годы появилась компания Hacienda Investments (Кипр), которая владела крупными пакетами в разных имеющих отношение к «Домодедово» компаниях. По данным российской регистрационной палаты, руководителем Hacienda являлся Дмитрий Шаклеин.

В 2005 году «Ист Лайн» стала полностью принадлежать офшорной фирме FML Ltd. с острова Мэн, которая владела и 98% акций ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» (владелец здания аэровокзала «Домодедово»). Среди совладельцев этой компании — Шон Кайрнс и Джейн Петерс. В 2007 году для управления «Домодедово» аэропортом создается новая компания — «Группа Ист Лайн». В нее входят управляющая офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и 15 предприятий, обеспечивающих работу «Домодедово». Сейчас «Ист Лайном» владеет DME Limited.

Версия вторая: искали бюджетные деньги

В пятницу была озвучена еще одна вероятная причина выемки документов в «Домодедово». Источник в Следственном комитете рассказал РИА «Новости», что ведомство активизировало расследование по делу о расходовании бюджетных средств в аэропорту.

Это дело было возбуждено главным следственным управлением ГУВД по Москве в 2010 году. Осенью прошлого года оно было передано для дальнейшего расследования в СК при МВД РФ, где в ноябре было прекращено за отсутствием состава преступления. Однако замгенпрокурора Виктор Гринь отменил постановление о прекращении расследования, и в апреле 2011 года дело было передано в СКР.

Версия третья: передел собственности

Однако эксперты считают, что истинные причины находятся совсем в иной плоскости. Они напоминают, что противостояние структур «Ист Лайн» и государства, которое представляли чиновники Росимущества, началось еще в 2004 году и длилось без малого четыре года.

Росимущество через суд добивалось расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». Тогда тоже говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован решением президиума Высшего арбитражного суда.

В 2003 году «Ист Лайн» завершила реконструкцию аэропорта, вложив в проект около 10 млрд долларов. На сегодняшний день «Домодедово» — крупнейший аэропорт России.

Доля его пассажиропотока от общего объема в Москве составляет чуть менее половины. За 2010 год объем пассажиропотока в «Домодедово» составил более 19 млн человек. Аэропорт обслуживает 36 зарубежных и 28 российских авиакомпаний, а также 12 перевозчиков из стран СНГ.

«С тех пор, как произошла приватизация «Домодедово», аэропорт из захудалого, технологически отсталого и неконкурентоспособного, превратился в лучший аэропорт страны, — отмечает президент Фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — А раз это лучший аэропорт страны, значит, у кого-то текут слюнки. Конечно, есть те, кто хотел бы громадные доходы благополучного аэропорта пропустить через себя, и этот отлаженный бизнес, в которые вложили частные инвесторы громадные деньги, привлечь в целях личного обогащения».

По мнению Олега Смирнова, это «называется рейдерством», однако он делает оговорку: «Я не хотел бы говорить, что это рейдерство в чистом виде, так как в этом деле замешано руководство страны — и президент, и генпрокурор, и МВД, в котором якобы не знают ничего. Скорее всего, это просто расхлябанность госчиновников и несовершенство госуправления, на которое особое внимание обратил президент на форуме в Петербурге и в своем послании».

Пассажи официальных лиц о том, что обыски ведутся в поисках хозяина аэропорта, эксперт называет «анекдотичными». «Это выглядит смешно и наивно. Президенту достаточно было нажать кнопку и пригласить ту госструктуру, без которой у нас невозможно приобрести или взять в аренду какое-либо государственное имущество или часть его. Если речь идет о поисках владельца, достаточно вызвать тех, кто занимался приватизацией, и попросить их показать документы, где все расписано по страницам, — говорит Смирнов в интервью BFM.ru. — Второй вариант — пригласить Когана и Каменщика к себе по одному или вместе и сказать: «Ребята, давайте-ка разберемся». Я думаю, что они все расскажут».

Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов не исключает, что обыск 30 июня — это проявление борьбы неофициальных собственников, среди которых могут быть высокопоставленные чиновники. «Понятно, что там есть [номинальный] собственник, который действует в интересах лиц, являясь их доверительным управляющим. То, что сейчас там [в «Домодедово»] происходит, свидетельствует о том, что одна ветвь власти пытается получить большее влияние, чем другая. Как говорил Черчилль про СССР — бульдоги под ковром. Вот один бульдог подгрызает другого. Объект стратегический, без высоких представителей государства не обошлось, хотя они на бумаге могут этими собственниками и не быть», — рассказал Родионов Business FM.

Признаки государственного рейдерства заметны, отмечает и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. «Когда у нас проводятся выемки, вытаскивают всю документацию финансовую, не связанную с проведением трафика, появляются признаки того, что здесь есть серьезная экономическая подоплека».

Прибрать к рукам

Интерес, зачастую нездоровый, к чужому бизнесу проявляют многие компании и властные структуры. Эксперты вспоминают раздел ЮКОСа, многочисленные слияния и поглощения в банковской сфере в кризисный период (этим славился, в частности, Матвей Урин), разорение сети «Арбат-Престиж».Один из последних примеров — поглощение ВТБ Банка Москвы.

Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, первый зампред ЦБ в 1995-1998 годах Сергей Алексашенко в апреле, по горячим следам сделки, писал: «Итак, государственный банк ВТБ приобрел 46% акций Банка Москвы, что по хорошо известному правилу арифметики не дает полного контроля. Как говорят у нас, в России, 51% = 100, а 49% = 0. При этом ВТБ, похоже, решил заняться рейдерством и не стал договариваться с другими крупными акционерами о покупке их пакетов. Более того, демонстративно осуществил сделку таким образом, чтобы избежать выставления обязательной оферты, как того требует российское законодательство».

Далее Алексашенко отмечает, что «столкнувшись с сопротивлением конкурирующей группы акционеров ВТБ, решил применить для корпоративной борьбы известное русское оружие — правоохранительные органы».

Кирилл Кабанов в интервью BFM.ru рассказал: «Методы работы, в том числе в бизнесе, остались силовыми. Но если раньше тренировались на мелких и средних активах, то постепенно подбираются к большим активам. И если в 90-е годы стреляли, и эти функции выполняли бандиты, то сейчас зачастую при переделе собственности, при рейдерских захватах функции силового прикрытия обеспечивают правоохранительные органы. А поскольку каждый получает свой бонус, в том числе и руководители силовых структур, за подобные проявления лояльности не наказывают. Это тиражируется, это не пресекается, и это представляет реальную опасность».

Впрочем, на помощь «поглотителям» приходят не только сотрудники правоохранительных органов, но и государство.

Так, в четверг было принято принципиальное решение о выделении государственных денег на санацию Банка Москвы. В пятницу стало известно, что речь идет в общей сложности о 400 млрд рублей. При этом глава Минфина Алексей Кудрин заявил 1 июля, что «без ВТБ санация Банка Москвы обошлась бы дороже».

ВТБ следовало еще до «сделки века» обратить внимание на отчетность Банка Москвы и, прежде всего, на динамику его кредитного портфеля, процентных доходов и резервов на возможные потери по сомнительным долгам, считают эксперты.

Покупка была совершена с разрешения наблюдательного совета, отмечает Сергей Алексашенко в своем ЖЖ вечером 30 июня, и его главы — Алексея Кудрина. «Покупку, за которую теперь бюджету (не верьте тем, кто говорит, что платить будет не бюджет, а Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — у него те же самые бюджетные деньги) предлагается доплатить 150 млрд рублей, т.е., грубо говоря, всему населению нашей страны предлагается сброситься еще по тысяче рублей с небольшим. И всё для того, чтобы на балансе у банка ВТБ не образовались убытки. Мне страшно жаль Сергея Дубинина, который, став председателем наблюдательного совета ВТБ, своим именем и авторитетом будет теперь прикрывать всё это дерьмо».