Накануне сотрудники Следственного Комитета пришли в управляющие компании авиаузла за документами по транспортной безопасности. По официальной версии, обыски связаны с делом о январском теракте в Домодедове. Однако «Интерфакс» со ссылкой на источник в силовых структурах сообщил, что следователей больше интересовало, кто владеет аэропортом.

Обыски прошли в администрации, аэровокзальном комплексе, отеле, в ремонтной службе, на авиационно-технической базе и в грузовом терминале. Аэропорт заявил о готовности сотрудничать со следствием по делу о теракте. В январе смертник подорвал себя прямо в здании аэропорта. Погибли 37 человек. В мае произошло другое ЧП. Женщина без билета и документов прошла незамеченной через контроль и оказалась на борту самолета. Вопрос ответственности владельцев аэропорта — открытый. Говорит бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Владимир Калиниченко:

«Аэропорт «Домодедово» — там сидят представители всех авиакомпаний, между собой они соревнуются — вместо единой системы и подготовки пилотов, все разрозненно. Непонятно, кто должен нести ответственность, никто ни за что не отвечает и никто не виноват, а когда коснулся вопрос собственника, то и там оказались огромные проблемы, кто должен отвечать за это. У нас все направлено на прибыль, а то, что касается безопасности, никто не хочет нести расходов».

После январского теракта президент Медведев потребовал усилить меры безопасности на транспорте и выяснить структуру владения аэропортом. Собственника аэропорта искала Генпрокуратура, но не нашла. Единственное, что удалось определить прокурорам, так это то, что «Домодедово» управляют иностранные компании. Счетная палата назвала владельца: оффшорную компанию на Кипре Hacienda Investments Limited. При этом на Лондонской бирже, где планировалось IPO «Домодедово», было объявлено, что аэропортом через группу «Ист Лайн» владеет и оперирует DME Limited. Она зарегистрирована на британском острове Мэн. 100% акций этой компании принадлежит Дмитрию Каменщику.

Нынешний обыск — это проявление борьбы неофициальных собственников. Компанией могут владеть высокопоставленные чиновники, не исключает профессор высшей школы экономики Иван Родионов:

«Понятно, что там есть собственник, который действует в интересах лиц, являясь их доверительным управляющим. То, что сейчас там происходит, свидетельствует о том, что одна ветвь власти пытается получить большее влияние, чем другая. Как говорил Черчилль про СССР — бульдоги под ковром. Вот один бульдог подгрызает другого. Объект стратегический, без высоких представителей государства не обошлось, хотя они на бумаге могут этими собственниками и не быть».

Через IPO «Домодедово» намеревалось привлечь до 1 миллиарда долларов. Однако размещение было отменено, по официальной версии — из-за неудачной рыночной конъюнктуры. Однако эксперты говорят о том, что владельцы опасаются перехода аэропорта в третьи руки.

Администрация «Домодедова» и Следственный комитет заверяют, что обыски не отразились на работе аэропорта.

Дмитрий Гаврилов, Business FM