Campbell не смог оторвать россиянок от плиты
Американская компания Campbell — крупнейший в мире производитель готовых супов — уходит из России. Ей так и не удалось приучить россиян покупать готовые супы
Читать на полной версииВ московском офисе всемирно известного производителя консервированных супов Campbell будут уволены 50 сотрудников. А само представительство будет закрыто. Об этом говорится в официальном сообщении американской Campbell Soup Company.
Campbell Soup основана в 1869 году Джозефом Кэмпбеллом и Абрахамом Андерсоном. Выпускает супы, макароны, готовые блюда, соки, бисквиты. Основные торговые марки — Campbell’s, Pepperige Farm, V8, Prego. Выручка в 2010 году — 7,6 млрд долларов. Эксклюзивным дистрибутором продукции Campbell в России с 1 августа 2009 года является Coca-Cola Hellenic Bottling Company S.A. Доставка осуществлялась в 12 регионах России.
Хотя Россия остается привлекательным рынком с потенциалом роста, результаты нашего бизнеса в этой стране, который мы ведем с сентября 2007 года, оказались ниже ожидания, заявил Денис Моррисон, генеральный директор и главный операционный директор Campbell. Но по его словам, сейчас большие возможности для получения прибыли и развития в приемлемые сроки, предоставляют другие развивающиеся рынки. «Особенно китайский», — уточняет Моррисон. Его слова приводятся в официальном сообщении.
Уход с российского рынка компания планирует осуществить в рамках общей программы сокращения затрат и повышения эффективности логистической системы, которая будет завершена полностью в 2013 году. Компания в общей сложности планирует сократить 770 человек и в итоге показать доналоговую экономию в размере 75 млн долларов, большей частью уже в четвертом квартале текущего финансового года. Уже с 2012 финансового года компания предполагает ежегодную экономию в общей сложности примерно 60 млн долларов, с 2014 года эта сумма увеличится до 70 млн долларов.
Потенциал развития аналогичных компаний напрямую зависит от численности населения страны присутствия, темпов роста доходов, ВВП, наличия розничных сетей. Розничный рынок России растет примерно на 10% в год, розничные сети показывают лучшую динамику, и российский рынок многим иностранным игрокам кажется довольно привлекательным с этой точки зрения, говорит BFM.ru аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова.
Основная причина, по которой всемирно известный производитель супов покидает Россию, заключается в том, что российские потребители так и не смогли принять готовые консервированные супы, полагают эксперты и участники рынка.
Готовим сами
В 2004 году готовые к употреблению супы начали выпускать сразу несколько производителей. В середине 2000-х на российский рынок готовые супы запустил Knorr (компания Unilever).
Тогда, по данным ACNielsen, на данный сегмент приходилось 3,8% продаж в стоимостном выражении от общей доли продаж различных видов первых блюд быстрого приготовления. Но уже в 2005 году, по данным компании «Нестле Фуд» (марка «Магги»), объем рынка супов моментального приготовления впервые за 10 лет упал на 3%, а в 2006 году сократился на 14% в денежном выражении — по оценке ACNielsen, до 600 млн рублей.
В итоге в 2007 году этот продукт был выведен из ассортимента, рассказала BFM.ru официальный представитель Unilever в России, Белоруссии и Украине Екатерина Задонская. «Достаточно быстро мы поняли, что этот продукт не соответствует предпочтениям российских потребителей, так как наши хозяйки любят и умеют готовить дома сами, — говорит Задонская. — Исследования потребительских предпочтений дали нам понять, что в данный момент рынок не готов к полному вытеснению привычного процесса приготовления пищи и замещению его готовыми блюдами такого рода».
Примечательно, что компания Campbell объявила о готовности открыть производство готовых бульонов в России практически в то же время, когда Knorr ушел с российского рынка. Тогда же компания вышла и на китайский рынок.
Компания Campbell, говоря о перспективах развития на этих рынках четыре года назад, ссылалась на результаты исследований, согласно которым россияне и китайцы едят суп в среднем пять раз в неделю, тогда как американцы всего один раз.
Campbell вдохновила информация о том, что россияне съедают около 32 млрд порций супа в год. В 2008 году американская компания подписала соглашение с «Йоостен Продактс-Джей Пи» об организации в Люберцах производства бульонов «Campbell’s Домашняя Классика» (связаться с представителями Йоостен BFM.ru сегодня не удалось).
Екатерина Андреянова не исключает, что у Campbell были и другие причины для ухода с российского рынка. «Это административные барьеры, логистика, «вход» в розничные сети и так далее. Розница в России очень сегментирована, небольшие доли занимают даже федеральные ритейлеры. И потому вполне логично, что когда речь идет о сокращении затрат, компании начинают оптимизировать свою структуру именно на таких рынках — с туманными перспективами», — говорит эксперт BFM.ru.
Другие берега
Напомним, Campbell не первая иностранная компания продуктового и розничного сегмента, которая покидает российский рынок и отказывается от развития в России. В декабре 2010 года компания Wal-Mart объявила о том, что она закрывает свой офис в Москве и не будет с нуля развивать бизнес в России. От планов развития на других иностранных рынках Wal-Mart не отказывается: она заявила о готовности приобрести контрольный пакет южно-африканского ритейлера Massmart за 3,3 млрд долларов. В 2009 году российский рынок покинул еще один ритейлер — крупнейшая в Европе французская сеть Carrefour.
Ранее Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли, заявил BFM.ru, что уход с рынка иностранных игроков — тревожная тенденция. «Такие многозначительные уходы не могут не отразиться на инвестиционной привлекательности России, — говорил он. — Скорее всего, это связано с государственными барьерами, с административным ресурсом, и стоит признать, что это объективный взгляд. И вдвойне обидно, что даже наличие таких факторов, как неразвитость нашего розничного рынка и его гигантский объем, не останавливает уход столь серьезных игроков с рынка».