Вслед за Петербургским стартует форум «Ренессан–Капитала»
Об общих темах, и о ситуации на рынках в целом — в интервью Business FM рассказывает председатель правления «Ренессанс-Капитала» Александр Перцовский
Читать на полной версииВ понедельник в Москве стартует инвестиционный форум «Ренессанс-Капитала». Он проходит через неделю после Петербургского. Об общих темах, и о ситуации на рынках в целом — в интервью Business FM рассказывает председатель правления «Ренессанс-Капитала» Александр Перцовский.
Business FM: «Ренессанс-Капитал» по традиции проводит инвестиционный форум. Каковы будут его главные темы?
Перцовский: Это инвестиции в Россию, экономика России, что происходит в России, тенденции. Кроме этого, мы делаем немножко шире, помимо России это будут в данном случае страны СНГ, где мы уже давно работаем, и также будет представлено довольно много компаний из Африки, где тоже последние пять лет мы довольно активны.
Business FM: На этом форуме, да и вообще постоянно обсуждается тема конца июня - начала июля - конец программы количественных смягчений. Опасения, которые с этим связаны в мировом, в глобальном масштабе, как инвесторы смотрят на эту середину лета, и как это сказывается на российском рынке?
Перцовский: Вы знаете, то, что происходит, конечно, сказывается не только на российском рынке, а и на всех рынках. То есть инвесторы настроены достаточно нервно, есть чего опасаться. Масса вещей, которые происходят постоянно, начиная с обострения европейского кризиса, уже относительно небольшое замедление экономики существует в Китае, что на самом деле более принципиально, потому что, конечно, Китай был тем локомотивом, наряду с Индией, которая вроде как вытащила мировую экономику из кризиса три года назад, события на Ближнем Востоке - все это не дает повода для излишнего оптимизма. В то же время среди инвесторов есть четкое понимание того, что финансовые власти, власти развитых стран, в первую очередь, понимают, что допустить...
Business FM: Что-то страшное, единомоментное нельзя.
Перцовский: Это просто невозможно. Механизмы уже более менее понятны. В данный момент это вопрос политических и пиар игр, которые идут. Поставьте себя на место немцев, у которых экономика чувствует себя очень неплохо. Немцам чисто политически очень тяжело принять то решение, которое они понимают, должны будут принять. Инвесторы, возможно, возьмут на себя часть потерь. Дальше, соответственно, Евросоюз должен будет взять на себя основную часть.
Business FM: Как бы запланируем, по крайней мере, конец программы количественных смягчений в Америке, да, на которые тоже смотрим, что будет дальше. Пока Федрезерв держит определенную паузу, но каких-то резких движений тоже не произойдет, да? Каков взгляд на эту дату?
Перцовский: Дата сама по себе не значит ничего. Мы уже слышали столько критичных дат, и каким-то образом они всегда оказываются не такими уж критичными. Конечно, правда, что американская экономика, с одной стороны, она в силу своей гибкости, и в силу эффективности, она прошла, пожалуй, точку невозврата вниз, но это не значит, что ситуация там радужная и замечательная. Мы это видим по цифрам, которые приходят, и мы понимаем, что основное, конечно, что ситуация с долгом никуда не делась. Конечно, американский долг в долларах, что позволяет надеяться, естественно на то, что дефолта не будет. Но, тем не менее, это серьезная большая проблема, которая еще будет долго вокруг нас.
Business FM: И как теперь в этой глобальной неопределенности пока смотрится российский рынок?
Перцовский: Российский рынок, с одной стороны, дешевый. Вы знаете, смешно сказать, но российский рынок дешевле чем, например, рынок Пакистана. Я скажу такую вещь, она, может не относится к конкретному моменту, но она относится к моему пониманию отношения инвесторов к российскому рынку. Если бы Россия находилась где-то на другом континенте, например, в Африке, если бы у нас не была похожая история с европейцами, с американцами, если бы мы не выглядели также, как и они, к нам было бы другое отношение. А от России требуют гораздо больше, чем следует, как мне кажется, от страны, которая находится, в общем, в середине своей экономической эволюции, и политической.
Business FM: Что значит, больше требуют? Больше политические ожидания, больше ожидания в плане ситуации с правами человека, об этом идет речь?
Перцовский: Абсолютно верно. Требования к корпоративному управлению, требования к политической борьбе.
Business FM: А почему так получилось, что от нас требуют по гамбургскому счету фактически, чтобы мы соответствовали абсолютно европейским и американским стандартам, а сравнивают с развивающимися рынками в то же время?
Перцовский: Ну, вот в этом парадокс на самом деле. Потому что как воспринимается Россия с точки зрения, даже не инвестора, а среднестатистического европейца? С одной стороны - страна с богатейшей культурой. Есть мнение, что это такая загадочная страна, где все на самом деле плохо, где плохо инвесторам, где плохо всем. Но я недавно прочел книгу, есть такой американский экономист Даниэль Трисман, который написал книгу «Возвращение». У него есть очень интересная статистика, которая сравнивает Россию, и страны с похожим уровнем ВВП на душу населения, в частности, Мексика, Бразилия, и сравнивает по разным показателям. Показатели такие, как уровень коррупции, уровень социальной защищенности, пенсионная система. И на самом деле, Россия ничуть не хуже выглядит в целом по этим критериям, а при этом все эти страны, про которые мы говорим, если брать то, как торгуются рынки этих стран, они торгуются по более высоким мультипликаторам, чем российский рынок. Вот конкретный совершенно пример.
Business FM: Есть еще и текущий предвыборный год. Политический фактор сейчас влияет на настроения инвесторов?
Перцовский: Он всегда влияет на настроение инвесторов. В данном случае с нашими парламентскими выборами и выборами 2012 года немножко страхи преувеличены. Все понимают, что уж на этом этапе стабильность и преемственность власти они будут обеспечены. Ну, протестные настроения в обществе конечно есть и наверное они больше, чем были 4 года назад. Но это в процентном отношении никак не угрожает стабильности страны и экономики. Гораздо больше на рынок влияет опасения потенциального шока, связанного с потенциальном обвалом цен на сырье.
Business FM: Что касается инвестиционного банкинга в России. Сектор с одной стороны молодой, с другой стороны на нем произошло переформатирование. ВТБ и «Сбербанк» имеют на своей платформе, со своими капиталами свои инвестбанки. Остается «Ренессанс Капитал». Как выглядит сейчас картина в этом секторе?
Перцовский: Вообще если взять финансовый сектор в России, он маленький, относительно того, какую долю в экономике и в капитализации занимает финансовый сектор развитых стран, где это 50%. В других крупных развивающихся странах, где он занимает 25%. В России он занимает меньше 10%. У финансового сектора колоссальный потенциал. Точно также если говорить про инвестиционные банки - у него тоже большой потенциал. У нас экономика размером почти в 2 триллиона долларов. Экономика, которая растет не так быстро, как хотелось, но она растет. И вместе с ней растет финансовый сектор. Плюс к этому в России уровень долга как населения, так и госдолга - минимальный. Мы увидим массу новых продуктов. Понятно, что это будет развиваться. И теперь если перейти к инвестиционному банкингу - это будет часть процесса. Поэтому конкуренция растет. Но мы – «Ренессанс Капитал» остались из частных , мы самый крупный независимый частный инвестбанк. То, что сделка, которая произошла по покупке «Тройки», на нее можно смотреть с двух сторон. С одной стороны - увеличение конкуренции. Конечно появится сильный игрок. Но не вижу большой угрозы для нас. Это большая угроза для ВТБ Капитала. У нас уже был ВТБ Капитал как конкурент. У нас были иностранные банки, которые обладают колоссальным финансовым ресурсом, большим доступом к дешевым капиталам, чего у нас нет. Но, тем не менее, мы вполне успешно конкурируем. Появление «Сбербанка» - как крупного игрока, в первую очередь угроза не для нас.
Business FM: Поляна, которую вы делите, примерно одинакова? Вы все работаете на рынке самых крупных размещений облигаций, слияний и поглощений. Пока все три инвестбанка во всех крупнейших наших историях так и участвуют все втроем.
Перцовский: По-разному бывает. Я считаю, что места хватит для всех. Естественно есть много компаний, который в силу просто исторического недоверия не очень хотят иметь дело с государством. Когда вы клиент инвестбанка, вы хотите сделать размещение, кого-то купить или продать свою компанию. Это примерно как первая брачная ночь или замужество. Ваш партнер о вас узнает все. И вы никуда не скроетесь. Это не значит, что есть скелеты в шкафу. И есть у ряда компаний есть определенные опасения. Я не ставлю под сомнение профессионализм наших конкурентов. Но мы остаемся единственным инвестбанком, который получает бизнес подобного рода клиентов. Для нас поляна большая. Она становится только больше.
Business FM: «Ренессанс Капитал» традиционно не только Россия, но и ряд развивающихся рынков и особенно Южная Африка. Есть точка зрения, что темпы роста в Африке в ближайшие годы будут рекордными по сравнению со всеми остальными. Этот прогноз оправдан?
Перцовский: Он оправдан. Только не Южной Африки, а стран Африки южнее Сахары, включая Южную Африку. Это не одно государство - Южная Африка. Их там гораздо больше. Мы работаем в 8 странах. Совпадение, что 8 из 20 стран с самыми ведущими темпами роста находятся в Африке. Это идет от маленькой базы, но это идет в больших странах, с большим количеством населения. Этот рост может быть стабильным и продолжаться долго, как это было в Азии 30-40 лет назад.
Business FM: Это будет выражаться в значительных суммах.
Перцовский: Конечно. Возьмите Нигерию. Там населения - 160 миллионов человек, больше чем в России. Темпы роста в этом году составят 9 - 9,5%. Это колоссальный рынок, это колоссальная экономика. Вопрос только когда Нигерия достигнет уровня Южной Африки. Это может произойти уже через 5-7 лет. Это дает массу возможностей для инвесторов. Масса возможностей для российских компаний. Африка - это одно из тех мест в мире, где к нам отношение неплохое. К нам отношение в ряде стран гораздо лучше, чем к западным. Они опасаются китайского капитала. Потому что его слишком много. Просто из соображений национальной безопасности. Я считаю, что это движение капитала - не уход капитала из России. Это экспансия российских компаний, которые становятся мировыми компаниями. Там очень большие возможности.
Business FM