Российское правительство приняло решение сохранить повышенную экспортную пошлину на бензин с 1 июля: ее размер составит 400,5 доллара за тонну. В настоящее время действует ставка пошлины на прямогоный бензин в размере 415,8 доллара за тонну. В июле снижение, таким образом, составит 15,3 доллара, или 3,7%.

Экспортная пошлина на нефть с 1 июля 2011 года снизится на 17 долларов (3,68%) — с 462,1 доллара до 445,1 доллара за тонну, льготная пошлина составит 205,8 доллара за тонну против 217,5 доллара в предыдущем месяце, следует из постановления правительства.

Ранее представители правительства неоднократно называли введение повышенной пошлины временной мерой и обещали отменить ее, когда проблема с дефицитом бензина разрешится. Действие повышенных пошлин было решено продлить на июль, то есть на третий месяц подряд, а значит, проблему решить до сих пор не удалось. Мало того, в некоторых регионах снова возник бензиновый дефицит, а цены на топливо продолжают свой рост.

Напомним, в конце апреля в некоторых российских регионах возник дефицит бензина. На независимых заправках его вообще не было, а на АЗС крупных нефтекомпаний либо заправляли по карточкам, либо отпускали не более 20 литров «в одни руки». Затем ситуация с дефицитом стала распространяться по всей России. К примеру, цены на бензин в Туве, одном из наиболее пострадавших от дефицита регионов, на некоторых АЗС для автовладельцев взлетели до 50 рублей за литр в связи с острейшей нехваткой топлива в регионе.

В ситуацию пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину, который запретил экспортировать нефтепродукты в течение мая. Помимо этого, правительство решило с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось: с действующих 60% до 90% от ставки пошлины на нефть, пытаясь сдержать отток топлива с российского рынка. Впоследствии пошлину сохранили на июнь. Теперь же стало известно, что «заградительные» меры будут действовать и в июле.

Поиск крайнего

На днях министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что знает, в чем причина топливного кризиса. По его словам, нехватка бензина, возникшая этой весной в ряде регионов страны, произошла из-за недостаточно эффективного взаимодействия нефтяных компаний и независимых автозаправочных станций (АЗС).

«Мы не говорим о наличии такой системной проблемы в стране, как дефицит топлива. Мы больше говорим о том, что взаимодействие наших нефтяных компаний и АЗС должно быть более эффективно организовано. При подробном анализе тех отдельных случаев, когда действительно возникали перебои с поставками топлива, мы исходим из того, что основная проблема — это некая неготовность или, может быть, запоздалость реакции операторов на те процессы, которые происходили на розничном рынке», — понятно объяснил Шматко первопричину всех бед.

Впрочем, у Федеральной антимонопольной службы по поводу бензиновых проблем появились вопросы к самому Минэнерго. ФАС заинтересовалась действиями ведомства во время весеннего кризиса: служба потребовала предоставить ей переписку Минэнерго с Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и нефтяными компаниями, которую ведомство вело в то время.

По мнению нефтяников, ФАС подозревает, что Минэнерго превысило свои полномочия, давая компаниям директивы, как им действовать в условиях нехватки и роста цен на бензин в ряде регионов. Однако претензий к министерству регулятор пока не предъявляет.

Некоторые эксперты не исключают, что ФАС просто-напросто не хочет оказаться крайней, ведь кто-то должен ответить за топливный кризис. В этой ситуации регулятор выводит на мизансцену другого фигуранта, позиции которого не выглядят незыблемыми.

По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, «вряд ли именно ФАС будет крайней в истории с ростом цен». «Максимум, что можно предъявить службе, — пропущенный сговор топливных компаний. Но для этого такой сговор нужно найти и доказать, а потом доказать еще и вину ФАС. Все это крайне маловероятно. Минэнерго в этой ситуации выглядит куда менее защищенным, так как попытки отрегулировать рынок во время топливного кризиса явно предпринимались. Эффективность этих попыток и их правовой статус как раз должно установить расследование», — считает эксперт.

Цены не смотрят на обещания

17 июня в интервью Business FM вице-премьер Игорь Сечин заявил, что стоимость бензина не будет расти. Дефицита топлива, по его словам, также не ожидается. «У нас, действительно, возникли новые тенденции, новая ситуация, когда экспортная альтернатива была достаточно привлекательная, потом мы это подкорректировали. Правительство Российской Федерации продлевает так называемые заградительные пошлины на нефтепродукты для того, чтобы гарантированно обеспечить поставку достаточного количества нефтепродуктов на внутренний розничный рынок», — добавил министр.

Он выразил уверенность, что в сфере нефтепереработки и оптовой торговли приняты достаточные меры для ликвидации дефицита. «С другой стороны, та ситуация, когда более половины всех АЗС у нас находятся в ведении независимых операторов и, конечно, ... нефтяные компании в первую очередь обеспечивали потребности своих сетей АЗС, то, мне кажется, некая дискоординация произошла», — признал Сечин.

Однако несмотря на заверения вице-премьера, цены на бензин продолжают расти. На прошлой неделе в среднем по России в рознице литр АИ-80 подорожал на 0,38%, до 23,53 рубля, АИ-92 — на 0,32%, до 25,35 рубля, АИ-95 — на 0,33%, до 27,07 рубля, гласят данные исследовательско-аналитического центра «Кортес».

Повышение цен на бензин происходит на фоне вновь возникшего дефицита топлива. Причем сейчас серьезные проблемы с его поставками наблюдаются в Приморье. На большей части местных АЗС висят таблички: «92, 95 и 98 нет». Как поясняют сами заправщики, топливо отсутствует из-за сокращения поставок.

Заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов считает, что меры по стабилизации цен, предложенные правительством еще в мае, показали свою неэффективность. «Несмотря на пошлины, топливные компании продолжают ударными темпами экспортировать нефтепродукты, что провоцирует дефицит на внутреннем рынке», — рассказал BFM.ru эксперт.

По словам Емельянова, цены на бензин продолжат расти и в дальнейшем. «Причинами этому являются высокие мировые цены на нефть и возрастающая неопределенность в самой России. Все это создает для нефтяных компаний соблазн не только продать максимум нефти и нефтепродуктов за рубеж, но и оставить там большую часть прибыли», — пояснил он.

«Если же произойдет еще и предлагаемое Минфином увеличение акциза на бензин в 1,5–2 раза при отмене транспортного налога, то с учетом того, что сегодня доля акцизов в розничной стоимости топлива составляет около 20%, цена на 95-й бензин вырастет примерно на 30% и составит около 35 рублей за литр, сделав еще один шаг к европейской цене в 1 евро», — считает эксперт.