Российским стартаперам не хватает опыта
Пока большая часть стартапов в области IT создается на продажу — в надежде, что проект заинтересует крупную компанию и будет ею куплен. Эксперты считают такой подход ошибочным, но это опыт, без которого дальнейшее развитие рынка невозможно
Читать на полной версииНа Петербургском экономическом форуме руководители некоторых зарубежных концернов и корпораций в очередной раз подвергли критике инвестиционный климат в России, назвав его «непредсказуемым» и «неконкурентоспособным». Так, например, глава датской пивоваренной компании Carlsberg Йорген Буль Расмуссен отметил, что его предприятие сталкивается в России с непредвиденными проблемами — резким повышением налогов, отсутствием диалога по спорным вопросам. Расмуссен и представители ряда других корпораций хотели бы видеть большую «предсказуемость» для бизнеса –- тогда они смогут инвестировать в российские инновации.
Впрочем, как показал тот же форум, с инновациями и инвестициями в нашей стране не все так плохо. В частности, в области информационных технологий. Например, глава Siemens Петер Лёшер (Peter Löscher) подтвердил на форуме планы по созданию исследовательского центра в иннограде «Сколково». Стоит отметить, что Siemens будет далеко не первым зарубежным партнером «Сколково». Ранее таковыми стали Intel, Cisco, Microsoft и другие.
Более того, вполне положительную оценку рынку инноваций, по крайней мере, в области IT, дают и представители российских компаний. В частности, по мнению генерального директора компании Softkey Феликса Мучника, российский сегмент стартапов находится в стадии развития. При этом он отметил, что пока большинство команд, развивающих стартапы, не обладают соответствующим опытом. «Как следствие — наличие сомнительных проектов и инвестиций, которые себя не оправдывают. И это естественно для развивающегося рынка, — считает Феликс Мучник. — Со временем таких стартапов станет значительно меньше: рынок наберется опыта».
Приблизительно такого же мнения придерживается Аркадий Морейнис, руководитель компании «Главстарт», занимающейся доведением стартапов до уровня проектов, интересных инвесторам. По его оценке, стартапы в России востребованы, но рынок таких проектов еще не сформирован и не структурирован. Поэтому, считает Морейнис, возникает впечатление, что в стране в области инноваций ничего нет и ничего никому не нужно.
На самом же деле, в России достаточно много команд, предлагающих интересные стартапы. По мнению Феликса Мучника, существование нежизнеспособных проектов — это вопрос времени. «Инвесторы начнут более ответственно относиться к оценке рисков, связанных с вложением денег, угаснет стихийный рост новых участников, — полагает глава Softkey. — Иными словами, в будущем доля качественных проектов определенно будет больше, чем сейчас».
Да и сейчас их уже не мало. Так, тот же «Главстарт» регулярно проводит мероприятия StartUpWeekend, направленные на первичное обучение стартаперов подготовке своих проектов к представлению инвесторам. На этих мероприятиях демонстрируется до 70 стартапов. «С ними надо работать — доводить их до внятного состояния, поскольку сегодня инвесторы готовы вкладываться не в идеи, а именно в понятные им проекты», — говорит Аркадий Морейнис.
В свою очередь, директор департамента развития и коммуникаций «Российской венчурной компании» Евгений Кузнецов отметил, что в настоящее время в России на инновации и создание комфортной среды для их развития тратится достаточно много денег. Впрочем, он считает, что деньги в данном вопросе не очень важны. «Главное — наличие людей готовых и понимающих, как надо развивать бизнесы, — считает Кузнецов. — И проблема в том, что российские предприниматели и бизнесы пока не готовы, они не понимают рыночной стратегии, не понимают, как вести рыночную борьбу».
Таким образом, российским инноваторам пока просто не хватает опыта и знаний. Впрочем, это явление временное. «Отсутствие бизнес-модели во многих проектах является неизбежным этапом развития и формирования рынка стартапов, — считает Феликс Мучник. — Ошибки и набитые шишки — это очень полезный опыт, без которого дальнейшее развитие рынка невозможно».
Кстати, вероятно, что по мере набивания шишек российские инноваторы решат еще одну проблему. Дело в том, что в настоящее время значительная часть стартапов создается на продажу. То есть предполагается, что на каком-то этапе своего развития проект достигнет определенного успеха и заинтересует одну или нескольких крупных IT-компаний и будет ими куплен. Предполагается, что молодые предприниматели, получив опыт запуска и реализации инновационных проектов на продажу, смогут пойти дальше. И в данном случае нельзя говорить о создании, например, второй Microsoft, а о превращение IT-стартапа в самостоятельный прибыльный бизнес. «Пока же единственный сценарий известных историй успеха стартапа — их продажа», — полагает Феликс Мучник.