РЖД приостановили падение
Падение грузооборота РЖД в феврале приостановилось — он снизился на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе этот показатель составлял 33%. РЖД выехало в основном за счет увеличения перевозок зерна и жмыха
Читать на полной версииГрузооборот РЖД в феврале 2009 года снизился на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам прошлого месяца этот показатель составил 128,8 млрд тонно-километров. В январе снижение грузоперевозок составило 33%.
Погрузка снизилась на 24,2% до 79,7 млн тонн. Наибольшее снижение грузоперевозок коснулось лома черных металлов, погрузка которых сократилась на 42,1%. Погрузка кокса снизилась на 38,8%, черных металлов — на 27,4%, строительных грузов — на 47,8%.
«Формирование положительной тенденции налицо», — подчеркнул глава РЖД Владимир Якунин. По его словам, в феврале обеспечен высокий прирост к уровню прошлого года погрузки зерна — +65,8%. Также выросли перевозки продуктов перемола (+6,2%) и жмыхов (+12,8%).
В феврале у РЖД простаивало 130-140 тысяч вагонов, тогда как в январе – около 150 тысяч.
«С финансовой точки зрения падение составляет 15%», — добавил Якунин.
Кроме того, РЖД продолжало реализовывать программу сокращения издержек. Как сообщила компания, в 2009 году она планирует закупить всего 701 единицу моторвагонного подвижного состава, направив на эти цели 9,4 млрд рублей. В прошлом году компания объявила, что планах на 2009 год закупка 940 единиц общей стоимостью 12,4 млрд рублей.
К ранее объявленному числу работников, которых монополия собирается сократить в 2009 году — 53 тысячи человек — в январе-феврале 2009 года прибавились около 600 тысяч человек, переведенных на неполное рабочее время или отправленных в административные отпуска. Всего в РЖД на январь 2009 года числилось 1 млн 300 тысяч работников.
Еще одна строка сокращения издержек — отмена пригородных электричек. В январе она коснулась 12 регионов, в феврале эта тенденция продолжилась. Так, Свердловское отделение РЖД (СвЖД) приняло решение отменить 30 электропоездов в Пермском крае. В начале марта был отменено еще 3 маршрута. СвЖД оправлывает этот тем, что в 2008 году ее убытки от нерентабельных перевозок в пригороде Прикамья составили 457 млн рублей.
Также с начала года в РЖД резко возросла смертность на производстве. Так, за январь — первую половину февраля 2009 года в путевом хозяйстве РЖД погибло 12 человек, тогда как за весь прошлый год эта цифра составляла 15 человек.
Старший аналитик CiG Владимир Рожанковский отмечает в интервью BFM.ru, что говорить о реальном состоянии дел в РЖД будет возможно по итогам марта. «Однако, я считаю, что самый худший период для промышленности уже остался позади. Положение дел в отрасли минеральных удобрений, горнодобывающей отрасли говорит о некотором оживлении рынка. Нарастить докризисные объемы в ближайшее время вряд ли удастся, но замедление темпов сокращения продолжится», — полагает он.
Эксперт департамента аудита «2К Аудит – Деловые консультации» Оксана Купряшина также отмечает в интервью BFM.ru, что показатели РЖД за февраль показывают начало некоторой стабилизации экономической обстановки в стране
«Это логичное замедление спада, учитывая, что в январе наша обрабатывающая промышленность находилась в глубокой заморозке. Среди наиболее значимых событий этого месяца были факты остановки конвейеров крупнейших автопроизводителей, что потянуло за собой спад перевозок всей цепочке комплектующих, а также снижение перевозок проката, угля и другого сырья, — отмечает ведущий аналитик ИФК «Алемар» Василий Конузин. — Но уже с конца января началась положительная динамика восстановления грузопотока, которая нарастала в феврале и продолжится в марте».
Однако, учитывая тот факт, что интенсивность грузоперевозок скоррелированна с ситуацией в промышленности, в которой будет продолжаться спад, аналитик не ожидает, что помесячные объемы грузоперевозок в этом году превысят аналогичные уровни 2008 года. «Уровень грузоперевозок, по нашим прогнозом, немного скорректируется, и по итогам года спад составит всего до 12-15%», — заключил Конузин.