Миллионеры как массовый рынок
Предлагать швейцарским банкирам услуги по управлению портфелем российских эмитентов логично и правильно. А вот российским состоятельным частным лицам следует обратить внимание на бумаги зарубежных эмитентов, продукцию которых они так активно потребляют
Читать на полной версииСогласно опубликованному в начале июня отчету Бостон Консалтинг Групп (BCG), в 2010 году количество миллионеров в мире выросло на 11%, достигнув двенадцати миллионов человек с совокупным состоянием свыше 100 триллионов долларов. На открывающийся сегодня Питерский форум на этой неделе соберется российская бизнес, элита и ее банкиры. Пока первые будут обсуждать экономические вопросы и вопросы инвестиционного климата, вторые будут предлагать своим элитарным клиентам новые идеи и активы.
Более пяти миллионов американских семей — миллионеры, включая три тысячи семей с состоянием свыше $100 млн. 15% семей Сингапура, 10% домохозяйств Швейцарии, 9% населения Катара — долларовые миллионеры. Согласно прогнозам, количество миллионеров в мире продолжит увеличиваться на 6% в год вплоть до 2016, а рынок элитных товаров и услуг достигнет $200 млрд. уже в 2012 году. Основное преимущество этого рынка — низкая ценовая эластичность спроса, а основными недостатками были ограниченный объем спроса и жесткие требования к спецификации товара. Если в двух словах, то компании, ориентированные на этот сегмент рынка, с одной стороны, могли рассчитывать на высокую маржинальную прибыль, но на очень ограненном размере партий – вспоминается женская сумочка за пять тысяч долларов в нью-йоркском бутике из недавно популярного сериала про этот город. Сегодня ситуация изменилась: во-первых, технологические инновации позволяют выпускать ограниченные партии по себестоимости массового производства, а сам сегмент рынка укрупняется темпами, в разы превосходящими темпы роста мировой экономики.
Красота спасет мир
Prada IPO — красивое словосочетание и гламурное первичное размещение предполагается на гонконгской фондовой бирже этим летом. В мире стремительно увеличивается денежная масса и многие состоятельные люди в силу компетенции и более свободного доступа к ресурсам продолжают увеличивать свои капиталы. Аналогично, на развивающихся рынках удачливые предприниматели разбогатели, получив доступ к дешевому финансированию: так, в кризис, количество миллионеров в Китае выросло с менее полумиллиона в 2008 году до более одного миллиона в 2010. Увеличение концентрированного благосостояния позитивно отражаются на рынке элитных товаров и услуг и на экономике в целом. Например, одним из первых локомотивом экономического роста в мире стал рост продаж дорогих автомобилей и других элитных товаров, в том числе, и отложенный спрос на украшающую жизнь продукцию Moët Hennessy - Louis Vuitton (LVMH). Раз факторы, влияющие на потребление на этом рынке, носят, скорее, эмоциональный характер, то, наверное, и анализировать этот рынок правильней с точки зрения психологии.
Одна лишь манна перед глазами нашими
Манна (небесная) тоже очень красивое словосочетание, и из достоверных источников известно, что по своим питательным характеристикам и вкусовым свойствам манн был идеальной пищей — на 100% усвояемой и приобретающей любой вкус по желанию человека. Но манна людям было мало, они потребовали мяса, и в итоге стаи перепелов буквально завалили лагерь — может, проявление «чувство юмора» Б-га? Действительно, в чрезмерном потреблении есть нечто комичное. Сразу далее в Библии есть рассказ про разведчиков, которые поплатились, пытаясь сделать выбор в пользу роскошной жизни*, на этот раз трагикомичной кульминацией (и поводом для множества анекдотов) стала сорокалетняя прогулка по пустыне … но все к лучшему.
Москва – Женева
В ожидании рейса на Женеву, размышляю о следующих двух вопросах. Во-первых, как в рамках множества встреч в течение следующих трех дней продавать западным инвесторам идею инвестиций в акции российских эмитентов? Во-вторых, насколько то, какие престижные бренды я не ношу, повлияет на успех предстоящей поездки?
Не все то золото, что блестит. Можно инвестировать в строительство волшебных гостиниц на искусственных островах архипелага в Дубае, а можно в акции Северстали, поставляющей реальный металлопрокат для строительной отрасли Китая. Я могу предполагать, что хотят услышать консервативные швейцарские инвесторы, когда речь заходит о России. На фоне мировых экономических и политических катаклизмов (и так называемых «черных лебедей»), Российская экономика с ее понятными политическими рисками и стабильно нейтральными экономическими перспективами, в силу своей предсказуемости и несметных природных ресурсов выглядит все лучше в качестве инвестиционной альтернативы для глобальных портфелей. Конечно, интерес к России в эти дни будет зависеть от новостного фона Питерского экономического форума. Все же, согласно отчету BCG, более четверти всех зарубежных клиентских активов сконцентрированы именно в Швейцарии, и в рамках этой поездки, вне зависимости от новостного фона, мне будет с кем пообщаться.
Сапожник без сапог. Хорошая одежда, дорогие часы и в целом элитарные элементы быта, отдыха и гардероба помогают успешным людям быстрее находить контакт и завязывать деловые отношения. В наше время, в силу засилья различных профанаций на инвестиционную тему, статус, символы могут играть важную роль метки «свой-чужой». С другой стороны, что было бы со швейцарским Patek Philippe, стукнись я циферблатом о стальной угол банковской ячейки? А ведь за пять лет мой российский «Полёт» испытал на прочность не одну металлоконструкцию.
Я думаю, что
Центральные банки печатают деньги и, получая часть этих же денег от своих клиентов, швейцарские банкиры распределяют их между управляющими. Предлагать швейцарским банкирам услуги по управлению портфелем российских эмитентов логично и правильно — по причинам, изложенным выше. А вот для российских состоятельных частных лиц, с точки зрения географической диверсификации портфеля, можно рекомендовать обратить внимание на бумаги зарубежных эмитентов, продукцию которых они так активно потребляют. Например, почему бы не добавить в портфель акции Харли Девидсон, LVMH или поучаствовать в предстоящем IPO Prada (или, может, Samsonite). Забавно, что как раз на этой неделе было объявлено что Moet Hennessy Louis Vuitton увеличил свою долю в российской «Иль де Ботэ» до контрольных 65%.
Риски есть. Кроме нависающей греческой угрозы, стратегически рынок элитных товаров и услуг подвержен чисто экзистенциальным рискам — здравомыслящие и психически здоровые люди, даже имея все возможность, могут не променять свой «Полёт» на Rolex или свою манну на икру. Последнее время мы все чаще слышим разговоры о том, как правильно раздать, а не заработать или потратить деньги. Филантропия — логичный новый элитный актив?
* сильно утрирую