Законопроект о ТО «завис» в Госдуме почти на год — в первом чтении он был принят в начале июля 2010. Подготовка к многократно переносившемуся второму чтению сдвинулась с мертвой точки после того как, Дмитрий Медведев на майской пресс-конференции поручил к 1 июля разработать предложения об упрощении процедуры техосмотра транспортных средств или его полной отмене. Техосмотр нужно вывести «из-под милиции и сделать максимально простым», например, совместив его с техническим обслуживанием и заключением договора о страховании автогражданской ответственности, призвал президент, выступая в «Сколково».

Во вторник за законопроект проголосовали 318 депутатов, против — 59, один воздержался, передает РИА «Новости». Депутаты спешат: третье чтение документа запланировано на среду, 15 июня.

Главное новшество состоит в том, что центральное место в системе техосмотра вместо ГИБДД займут страховые компании. Также предполагается отменить штрафы за отсутствие талона ТО, но без него нельзя будет заключить договор ОСАГО. Процедуру будут проводить операторы, аккредитованные профобъединением страховщиков, в то время как в изначальном варианте текста речь шла лишь о передаче техосмотра частным компаниям. Для аккредитации будет необходимо иметь «сооружения и средства технического диагностирования» и «не менее одного технического эксперта в штате». Аттестат аккредитации будет действовать бессрочно.

Стоимость ТО, по прогнозу главы профильного думского комитета по транспорту Сергея Шишкарева, вырастет до 3 тыс. рублей. «Сегодня автомобилист платит госпошлину в размере 700-800 рублей, и сверху он доплачивает ту самую коррупционную составляющую за прохождение ТО, — заявил Шишкарев журналистам. — Если же говорить о цене ТО после введения закона, то она составит 2-3 тысячи рублей».

Еще одно нововведение — создание единой автоматизированной информационной системы ТО, с помощью которой будет вести обязательный учет сведений о результатах проведения ТО. В эту базу операторам будет необходимо вносить такие данные, как, например, марка и модель машины, VIN-номер, сведения о владельце, номер, дата выдачи, срок действия талона.

Правила проведения ТО будет утверждать правительство, в том числе устанавливать «параметры и требования», предъявляемые к автомобилям, а также размер платы за аккредитацию в сфере проведения ТО. К компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере ТО отнесено «утверждение методики расчета предельной платы за проведение ТО», а непосредственно фиксировать максимальную стоимость техосмотра будут органы госвласти субъектов РФ.

Что касается периодичности ТО, то раз в полгода его придется проходить легковым такси, автобусам, грузовым автомобилям, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь включая водительское. Машины старше семи лет нужно будет обследовать каждый год; возрастом от трех до семи лет — каждые два года, и, наконец, новые автомобили полностью освобождаются от ТО. Первый техосмотр новых машин будет проводиться до заключения договора ОСАГО на четвертом году с момента производства.

Санкции за управление автомобилем, не прошедшим ТО, предполагается отменить. Однако действующий штраф от 500 до 800 рублей сохранится для водителей такси, автобусов и маршруток. Кроме того, полиция сохранит полномочие запрещать эксплуатацию таких машин.

За нарушение требований аккредитации операторов ТО должностным лицам будут грозить штрафы от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, юрлицам — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Непредставление сведений в автоматизированную информационную систему повлечет санкции до 50 тысяч рублей.

Согласно документу, в течение двух лет после дня его вступления в силу (1 января 2012 года) ТО «может проводиться по выбору владельца транспортного средства» в местах, где он осуществляется сейчас в соответствии с законом «О полиции», или у операторов ТО.

Талоны, срок действия которых истек или истекает в 2011 году, «продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года». Одновременно с 1 января 2012 года полностью освобождаются от ТО прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонны. С 2014 года техосмотр будет производиться только операторами ТО. При этом порядок и сроки проведения ТО троллейбусов, машин военных и силовых ведомств, а также различных тракторов и «самоходных дорожно-строительных и иных машин» будут определяться правительством.

Член комитета Госдумы по транспорту Фоат Комаров уверен: возможность выдачи талонов ТО страховыми компаниями — логичное решение. «В технической исправности автомобиля заинтересованы не только владельцы, но и страховые компании, которые оплачивают страховые неустойки по каким-то случаям», — сказал депутат.

У представителей оппозиционных фракций возникло немало претензий к законопроекту о техосмотре. Депутат от ЛДПР Максим Рохмистров предложил направить законопроект на антикоррупционную экспертизу, потому что, по его мнению, коррупционная составляющая перейдет от ГИБДД к Российскому союзу автостраховщиков. «Мы меняем кассира, то был кассир в погонах, а теперь кассир в РСА будет сидеть и решать, допускать их на рынок или не допускать» — цитирует Рохмистрова РИА «Новости». По данным депутата-коммуниста Сергея Решульского, новая методика расчета максимальной стоимости техосмотра приведет к значительному подорожанию этой процедуры. Кроме того, ничто не помешает операторам техосмотра написать такой дефектный лист по итогам прохождения ТО, чтобы человек пришел к мысли: проще дать взятку, чем устранять неполадки. Согласно тексту документа, за повторный инструментальный осмотр автовладелец также будет платить деньги за предоставленный объем услуг, если он приехал повторно в тот же техцентр, и за всю процедуру техосмотра, если он выбрал для повторного осмотра другой сервис.

Инициатива передать процедуру прохождения техосмотра страховым компаниям пришлась по душе не всем россиянам. Только 38% автовладельцев поддерживают реформу, 37% выступили против инициативы, свидетельствуют данные опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в конце мая.

При этом четверть автовладельцев затруднились ответить на вопрос, одобряют ли они реформу. Среди тех, кто относится к реформе положительно, 7% считают, что новая инициатива поможет снизить коррупцию в этой сфере, еще 5% респондентов уверены, что уменьшатся очереди. Среди причин, почему россияне не одобряют инициативу, 5% назвали удорожание услуги, 4% отметили отсутствие госконтроля.