Липски: «Будет ли хуже? Да!»
Когда МВФ сделал прогноз, что спад в Великобритании может быть более глубоким, чем в других развитых странах, это расценили как свидетельство неэффективной политики Брауна. Джон Липски, заместитель директора МВФ, полагает, что это не так
Читать на полной версииКогда МВФ сделал прогноз, что спад в Великобритании может быть более глубоким, чем в других развитых странах, это расценили как свидетельство неэффективной политики Брауна. Джон Липски, заместитель директора МВФ, полагает, что это не так.
В конце концов, может оказаться, что речь идет о сценарии «первый вошел в рецессию — первый вышел».
«Великобритания в первую очередь прочувствовала это на себе из-за важной роли финансового сектора, ослабления жилищного рынка, а также в результате своей зависимости от влияния международной торговли», — утверждает Джон Липски (John Lipsky), бывший экономист с Уолл-стрит, который сейчас является заместителем директора-распорядителя МВФ.
«По этой причине казалось, что в начале Великобритания понесла самый серьезный удар», — отмечает Липски, хорошо знающий британскую экономику по опыту работы в бывшем инвестбанке Salomon Brothers в Лондоне.
В эксклюзивном интервью Daily Mail Липски заявил, что теперь «различия, по-видимому, сглаживаются, по мере того как спад распространяется и становится более общей тенденцией».
Отмечая снижение фунта стерлингов на 25% против корзины валют, Липски прогнозирует, что это может поддержать в перспективе экономический подъем. «Я уверен, этот фактор должен содействовать «развороту».
Между тем в МВФ все меньше верят в то, что можно ждать каких-то улучшений в динамике глобальной рецессии в ближайшее время.
В январском прогнозе МВФ предупредил, что в целом (глобально) в 2009 году будет зафиксирован минимальный рост, во всех более развитых странах выпуск сократится на 2%, а в Великобритании падение составит 2,8%.
Будет ли на самом деле хуже? «Да!»,— однозначно отвечает Липски.
«Все постепенно приходят к точке зрения, что, по всей видимости, спад в развитых экономиках продлится весь текущий год и продолжится в следующем. Это означает, что в развитых странах рост на уровне тенденции восстановится не раньше второй половины следующего года или начала 2011 года».
«Таким образом, по определению рост безработицы будет сохраняться в текущем году и продолжится в следующем. Это очень тревожит».
Липски полагает, что «глобальная экономика сокращается с беспрецедентным в современной истории темпом».
«По нашим расчетам, падение ВВП (совокупного выпуска) IV квартале 2008 года и I квартале 2009 года станет самым резким за всю послевоенную историю».
В таком случае можно ли говорить о депрессии? «В период Великой депрессии речь шла о безработице 20-25% в течение долгого времени, мы далеки от этого, и я не стал бы ожидать чего-то подобного», — говорит Липски.
«С другой стороны, это очень серьезный спад, который оправдывает беспрецедентные меры экономической политики».
«Я не говорю о скоординированных ответных шагах, потому что в таком случае подразумевается, что все должны предпринимать одинаковые действия в одно и то же время».
«Смысл в том, чтобы действия были согласованные. Необязательно все должно быть идентично, у всех разные обстоятельства».
«Есть определенное преимущество у тех, кто поддерживает внутренний спрос одновременно. Это дополнительно окажет стимулирующий эффект на внешнюю торговлю. Так что это хорошая идея».
Насколько я помню, МВФ был верховным проповедником «бюджетной консолидации» — любимое выражение фонда в призывах к правительствам разных стран о сокращении расходов и повышении налогов для балансирования бюджета.
«Можно сказать, что здесь каждому свое», — говорит Липски.
«Цель вполне прямая и понятная. Мы сталкиваемся с сокращением глобальной экономики, которое было вызвано в первую очередь нестабильностью финансовых рынков и падением стоимости активов во многих сегментах».
«Все усугублялось нестабильностью цен на сырье и энергоносители. Едва ли можно все относить на счет бюджетных излишеств. Решительные экономические меры оправданны и обоснованы».
Липски полагает, что в сегодняшних обстоятельствах требуются и бюджетное, и монетарное стимулирование.
«Для поддержания функционирования финансовой системы необходимы монетарные меры», — объясняет он.
Есть опасения, что ослабление бюджетных ограничений и кредитное стимулирование могут спровоцировать новый период роста инфляции.
Липски признает, что такой риск существует, но сразу подчеркивает, что альтернативный сценарий — жесткая рецессия — намного страшнее.
Он, однако, соглашается, что в будущем придется столкнуться с риском роста инфляции.
Насколько изменилась позиция МВФ по мере углубления кризиса, показывает тот факт, что именно поддержка экономического подъема, а не правильность (политики) становится новым кредо фонда.