Посол России в Минске Александр Суриков сегодня, 9 июня, заявил, что лишь приватизация поможет стабилизировать экономическую ситуацию в Белоруссии. По его словам, имена эта мера позволит обеспечить столь необходимый государству приток иностранного капитала.

Россия, судя по всему, готова с радостью оказать в этом всяческое содействие братской стране. Так, по словам дипломата, переговоры о продаже Москве оставшихся 50% акций «Белтрансгаза» должны завершиться уже в течение июня.

«Газпрому» уже принадлежит 50% акций «Белтрансгаза». Российский холдинг приобрел этот пакет в 2007–2010 годах за 2,5 млрд долларов.

Александр Суриков считает возможным и участие российских компаний в приватизации «Беларуськалия» в случае, если Минск выставит на торги какую-то часть акций.

По неофициальным данным, на 50%-ную долю в этой компании претендует российский бизнесмен Сулейман Керимов. Он готов заплатить за пакет 15 млрд долларов. Сегодня же Сбербанк России заявил о готовности рассмотреть возможность кредитования сделки по приобретению компанией Сулеймана Керимова «Нафта Москва» контроля в «Беларуськалии», хотя официального запроса на такой кредит в банк не поступало.

Еще одно «неожиданное» событие сегодняшнего дня: белорусские власти сообщили, что нашли новый источник кредитования на 1 млрд долларов, но пока его не назвали. Однако, по неофициальной информации, эту сумму Белоруссии выделит именно Сулейман Керимов в виде кредита в счет будущих поставок калия по фиксированной цене. По оценкам специалистов, эта сумма покрывает примерно полугодичный объем добычи «Беларуськалия».

При объединении «Беларуськалия» с «Уралкалием» (совладельцем компании является Сулейман Керимов) и «Сильвинитом» получится крупнейший производитель калия в мире. Объединение единственных российских производителей калия — «Уралкалия» и «Сильвинита» должно завершиться в ближайшее время, что приведет к образованию третьей по мощности компании в мире (10,6 млн т калия). «Беларуськалий» — на 4-м месте с 9,2 млн тонн. А все вместе они могут стать почти вдвое крупнее нынешнего лидера — канадской Potash Corp.

При этом президент Белоруссии Александр Лукашенко еще несколько лет назад обещал, что «Беларуськалий» всегда будет государственным. А 27 мая этого года он заявил, что не допустит «никакой бандитской распродажи страны» и не пойдет на массовую приватизацию для решения экономических проблем. Об этом он заявлял и раньше, после чего подконтрольные властям средства массовой информации заговорили о замыслах российских олигархов, мечтающих скупить по дешевке все наиболее ценное, что в Белоруссии осталось.

«В ажиотажном котле СМИ и некоторые политики из-за границы начали кричать и тоже выстроились в очередь: завтра Лукашенко начинает продавать активы наиболее ликвидных предприятий. И даже суммы начали называть. Но продажи не будет, тем более за бесценок, как это кое-кто хочет прихватить»,— заявил не так давно президент Белоруссии.

Директор российского Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что российский бизнес до сих пор не принимает масштабного участия в приватизации Белоруссии, так как Лукашенко прекрасно понимает, что экономическое влияние рано или поздно перейдет в политическое. А это является угрозой для режима его личной власти. В то же время достаточно сложное экономическое положение, в котором сейчас находится Белоруссия, вынуждает вести переговоры о приватизации наиболее привлекательных объектов.

Эксперты отмечают, что Лукашенко много лет руководствовался принципом «Россия не дает денег — пойдем на Запад». Однако западные политики в последнее время неохотно идут на контакт с белорусским лидером.

Сумеречное начало дня

С сегодняшнего дня российский экспортер электроэнергии компания «Интер РАО» ограничила поставки в Белоруссию. Причина такого шага — не оплаченные счета за март-апрель на сумму в 1,5 млрд рублей. С нуля часов четверга Минск недополучает примерно половину от прежних объемов: передача электричества ограничена на 200 МВт с прежних 400–500 МВт. Не исключено, что в случае неуплаты в ближайшее время экспортер может полностью «выключить свет».

Белоруссия более чем на 10% зависит от поставок электроэнергии из России. При этом 85% электроэнергии, производимой внутри страны, косвенно также зависят от России — российского газа и мазута. По данным экспертов, производство своей энергии обходится Минску дороже, чем импортируемой из России. В свою очередь, Белоруссия не является для России основным экспортным рынком электроэнергии.

Компания «Интер РАО» уже согласовала ограничение поставок с диспетчером российской электроэнергетики «Системным оператором». При этом сокращение поставок в Белоруссию не отразится на Прибалтике и Калининградской области, так как для обеспечения этих районов используются другие маршруты.

Помощник министра энергетики Белоруссии Людмила Зенькович заверила накануне, что Минск намерен как можно быстрее решить возникшие проблемы с поставками электроэнергии из России. А представитель белорусского гособъединения «Белэнерго» сообщил, что белорусская сторона пытается договориться с «Интер РАО» о рассрочке долга.

Напомним, в конце мая официальный Минск пошел на девальвацию белорусского рубля, который просел к тому времени более чем на 50%. Это потянуло за собой проблемы с оплатой долгов за импорт — как сообщал «Коммерсантъ», они возникли в связи с невозможностью приобретения валюты на белорусской валютно-фондовой бирже. В связи с этим руководство «Белэнерго» обращалось с соответствующими письмами в правительство, однако эта проблема до сих пор не решена.

Между тем, белорусские власти заговорили о дополнительном источнике финансирования, причем деньги в сумме 1 млрд долларов должны поступить уже в ближайший месяц и опередить даже кредит от ЕврАзЭС, с которым Минск договорился об открытии кредитной линии в 3 млрд долларов на ближайшие 2 года. Причем средства из Антикризисного фонда ЕврАзЭС будут предоставляться несколькими траншами.

Белорусский экономист и политический деятель Станислав Богданкевич считает, что у Белоруссии существуют возможности задействовать альтернативные источники электроснабжения. «У нас есть мощности для того, чтобы повысить собственную энергетику, используя российский газ. Просто такая электроэнергия будет дороже той, которую мы покупаем у России и на Украине. Мы, конечно, можем задействовать некоторые дополнительные мощности, но это повлечет за собой и дополнительные издержки. Надо будет повышать тарифы на электроэнергию населению и бизнесу», — пояснил Богданкевич.

Если говорить об экономической обстановке в стране, то, по данным министерства экономики Белоруссии, инфляция за пять месяцев текущего года достигла 20,2%. По расчетам ведомства, по итогам года она может составить до 39%. В связи с резкой девальвацией белорусской валюты цены практически на все товары растут с огромной скоростью — с начала года по некоторым видам товаров цены поднялись более чем в два раза. К последним «громким» подорожаниям можно отнести бензин и сигареты. С 7 июня цены на табачные изделия поднялись от 30 до 60% — в зависимости от марки.

С этого же дня на 31% взлетели цены на бензин, что вызвало возмущение населения — в Минске даже прошла акция протеста автомобилистов. И хотя в ней приняли участие несколько сотен автолюбителей (часть из которых оказалась в милиции), она принесла определенные результаты: президент взялся за ручное управление ценами.

Ручное управление экономикой

Лукашенко не оставил прошедшую акцию автомобилистов без внимания и заявил, что с 9 июня максимальные цены на нефтепродукты в стране должны быть снижены с 5200 до 4500 белорусских рублей (чуть больше 25 российских рублей) за 1 литр. По его словам, 4500 рублей — это максимальная цена, а дизельное топливо должно стоить еще меньше. При этом президент Белоруссии подчеркнул, что если курс доллара на местном рынке будет расти, то властям придется повышать стоимость бензина на 2–3% в квартал.

Более того, на совещании по актуальным вопросам экономики, которое было созвано вчера, 8 июня, президент Белоруссии запретил любое повышение цен свыше 3–5% без его ведома.

«Вы исходите из какого-то курса доллара. Скажите мне, пожалуйста, а какой сегодня реальный курс доллара? Не знаете. Так почему привязываете к какому-то непонятному курсу доллара все на свете, в том числе и топливо? Неужели здесь нельзя было пройти спокойно, повысив цены на топливо на 10–15% сразу, а потом растянуть до 1 января, когда стабилизируется ситуация на валютном рынке, привязаться к какому-то доллару и пересчитать через доллар цену на это топливо. Это нельзя было сделать?» — задавался вопросами Лукашенко на совещании. И добавил: «Так а зачем вам делать? Все сидящие здесь в хороших автомобилях ездят».

Александр Лукашенко также распорядился наполовину урезать расход топлива служебного транспорта правительства и администрации президента. «На велосипедах пусть ездят, тогда, может быть, будут думать как думают люди», — посчитал глава государства.