Кто и где должен тушить лесные пожары, угрожающие деревням?
Сегодня Госдума рассматривает поправки в закон «О пожарной безопасности»
Читать на полной версииГосдума рассматривает поправки в закон «О пожарной безопасности». Речь, в частности, идет о разграничении полномочий органов госвласти и местного самоуправления, а также финансировании при ликвидации пожаров в сельских поселениях.
Кроме того, должна быть определена роль официальных дружин добровольцев. Стихийно возникающим бригадам волонтёров бороться с огнем не разрешено.
Дружины добровольных пожарных, предварительно обученных, обещают оснастить всем необходимым - прежде всего, профессиональными средствами для тушения огня. Вопрос финансирования — ключевой. Если раньше такие бригады фактически рассчитывали только на средства учредителей, то теперь им обещают выделять деньги из федерального и региональных бюджетов. Говорит председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев:
«Большая роль здесь возлагается на муниципальные поселения. Там будет достаточный ассортимент элементарных средств первоначального тушения пожара, будет рында та же, которая позволяет в ночное время поднять весь поселок по тревоге. Естественно, та структура, которая была, не уменьшается ни в коей степени. Те машины, которые есть, профессиональные пожарные они существуют, и на это тоже дополнительные средства выделяются, чтобы больше туда техники направить. Но первоначально на стадии той самой деревушки будем создавать эти пожарные дружины. Там, где нет, будем думать, может, временные из числа отдыхающих».
Так называемые добровольные бригады формируются потому, что госорганы просто хотят снять с себя ответственность за не слишком эффективную работу по борьбе с огнем, полагает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин:
«Это на самом деле никакие не добровольцы. Это люди, которые обязаны тушить пожары, при этом они за это ничего не получают. Подозреваю, что все это будет добровольно-принудительно. Органы местного самоуправления могут поддерживать эти добровольные пожарные формирования, а могут и не поддерживать. Это делается для того, чтобы свалить ответственность на кого-то с МЧС на защиту, по некоторым данным, более 60 тыс. населенных пунктов, которые не в нормативной доступности пожарной охраны. Те добровольцы, которые в этом году или прошлом году тушили пожары, то есть простые люди, которые видят, что все плохо и хотят чем-то помочь, они никак в закон не вписываются, никакой господдержки получать не могут».
По словам авторов поправок урегулирование всех тонкостей, касающихся, кто и где должен тушить, займет несколько месяцев. Эксперты же напоминают, что в прошлом году пожары начались не в июле — тогда уже полыхали целые деревни, а в апреле-мае, когда проснулись торфяники. Сейчас ситуация похожая. Только по официальной статистике природные возгорания уже зафиксированы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке — всего около 25 тысяч гектаров.
По оценке главы МЧС Сергея Шойгу, в течение пяти лет должно появиться не менее 700 тысяч добровольных пожарных.
Мария Волкова, Business FM