Преследование Ходорковского по первому делу «ЮКОСа» не было политическим. Таково заключение Европейского суда по правам человека на жалобу Ходорковского, поданную еще 7 лет назад.


Суд нашел нарушения при аресте экс-главы «ЮКОСа» в 2003 году и присудил России выплатить Ходорковскому моральную компенсацию в 25 тысяч евро.

Заместитель главы комитета по безопасности Госдумы, а в недавнем прошлом заместитель Генпрокурора России Владимир Колесников считает, что никаких серьезных нарушений в первом деле «ЮКОСа» не было. Решение ЕСПЧ он прокомментировал в интервью Business FM:


Business FM: Как вы оцениваете то, что ЕСПЧ нашел нарушения?

Колесников: Сложно комментировать решение суда. Не хотелось бы, чтобы оно было политически немотивированно, а исходило из оценки реальных обстоятельств, которые сложились на момент проверки. Что касается процессуальной составляющей, сбор доказательств и их оценка, то у меня нет сомнений, что проведено все было в рамках уголовно-процессуальных законов. Я знал руководство следственного подразделения Генпрокуратуры, следователей, который расследовали. Поэтому я полностью солидарен с тем механизмом сбора доказательств, который ими был проведен. И как результат - мы получили обвинительный приговор. Могли быть какие-то шероховатости формального порядка, на что обратила внимание эта европейская инстанция. Это возможно.

Business FM: Нарушения были только формальные?

Колесников: Совершенно верно.

Business FM: А то, что суд признал, что преследование не политическое. Значит ли это, что Европейский суд считает, что это было преступление, за которое следовало судить?

Колесников: Да. Я был один из тех, что принимал участие в привлечении этих лиц к восстановлению истины. Политической составляющей здесь не было. Было нарушение законов, за что они понесли справедливое наказание.

Business FM: Накануне Ходорковский подал прошение об УДО. Сегодняшнее решение Страсбургского суда может на это повлиять?

Колесников: У нас есть Верховный и Конституционный суд. Есть система судов. Есть мощнейшее, красивое государство с историей. Я доверяю своей судебной системе, своим следственным подразделениям. Мы знаем, что пошла апробация доказательств, которые были собраны СК. Я знаю людей, которые занимались этим делом. Я хочу поблагодарить за качественную работу. Меня не очень-то интересует решение, которое будет в ЕСПЧ по этому делу. Меня интересуют два человека - Ходорковский и кто рядом с ним на скамье подсудимых. Это граждане России. Да, они совершили преступление. Сегодня они в соответствии с законами России могут выйти на свободу досрочно. Я приветствую то, что они написали заявление. И хотел бы, чтобы они оказались на свободе и занялись общественно-полезным трудом.

Business FM: Известно, что Ходорковский не признает своей вины. Но признание ЕСПЧ фактически вины Ходорковского, может ли это развязать российским властям руки и освободить его условно-досрочно?

Колесников: Российские власти, судебная система принимает решение самостоятельно в соответствии с Конституцией и законами. Я не хотел, чтобы нам кто-то помогал в решении этих вопросов. Это наше право и мы им будем пользоваться.

Business FM