Объем пассажирских авиаперевозок в России в феврале 2009 года сократился на 20%, сообщил глава Росавиации Геннадий Курзенков на коллегии ведомства. «Темпы роста авиаперевозок сократились в январе на 16,7%, а в феврале — на 20%. Грузовые перевозки в январе сократились на 34,7%», — доложил он.

При том что по итогам 2008 года объем пассажирских авиаперевозок вырос более чем на 10%, составив почти 50 млн пассажиров, уже в IV квартале прошлого года из-за кризиса авиаперевозки упали на 9%.

Больше всего пострадали внутренние направления. По данным Транспортной клиринговой палаты, темпы роста авиарынка России начали замедляться в июне прошлого года. Если с января по май число авиапассажиров увеличилось на 23,9%, то рост за полгода составил 21,9%, за 7 месяцев — 19,1%, за 8 месяцев — 17%, за 9 месяцев — 15,2%, а за 10 месяцев — лишь 13,8%.

Более половины пассажироперевозок обеспечили пять крупнейших авиакомпаний: «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», ГТК «Россия» и «ЮТэйр». 65% грузовых авиаперевозок был выполнен семью авиакомпаниями: «Волга-Днепр», Airbridge Cargo, «Аэрофлот», «Аэрофлот-Карго», «Сибирь», «Полет» и «Трансаэро». Геннадий Курзенков также сообщил, что 67% перевозок грузов в минувшем году приходилось на долю международных перевозок.

Между тем сегодня стала известна и более свежая статистика. «Аэрофлот» объявил о сокращении перевозок в феврале на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эти сведения обнародовал гендиректор компании Валерий Окулов. Он отметил, что ситуация в авиаотрасли развивается «по пессимистичному сценарию».

При этом количество забронированных билетов на апрель показывает дальнейшее сокращение по сравнению с прошлым годом — 18%, сокращение на май — 14%. «Если раньше мы проводили сейловые акции только два раза в год, то теперь мы это делаем постоянно по всем нашим направлениям. При этом ожидаемого эффекта не получаем, что свидетельствует о том, что пассажиров стало физически меньше. Мы наблюдаем обвальное падение спроса на перевозки», — подытожил Окулов.

Прежние прогнозы были менее мрачными. В конце декабря 2008 года министр транспорта РФ Игорь Левитин сказал, что снижение объема авиаперевозок в 2009 году составит 10% по сравнению с 2008 годом. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозировала на 2009 год убытки авиакомпаний на уровне 2,5 млрд долларов на фоне спада объема пассажирских авиаперевозок на 3% во всем мире. При этом, по прогнозу IATA, убытки европейских перевозчиков составят 1 млрд долларов.

Стоит отметить, что объемы авиаперевозок — это своеобразный индикатор экономической активности страны. По словам председателя редакционного совета журнала «Авитранспортное обозрение» Алексея Комарова, сейчас авиаперевозчики отмечают так называемый избыток провозных емкостей на уровне 20-30%. Иными словами, сейчас предложение на рынке авиаперевозок примерно на треть превышает спрос.

Директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный рейс» Сергей Вехов полагает, что больше всего в кризис пострадал сектор грузовых перевозок. «Они активно развиваются в период экономического роста, когда сроки поставок оборудования были важнее, чем их стоимость. Сейчас же компании предпочитают пользоваться более дешевым железнодорожным и автотранспортом, а сроки уже не имеют первостепенного значения».

«Грузовые авиаперевозчики страдают не только от сокращения объемов производства, как железнодорожники, к примеру, но и от снижения уровня потребления населения. Самолетами часто перевозятся потребительские товары длительного пользования», — высказал свою точку зрения в интервью BFM.ru владелец авиатранспортной компании АТК Алексей Каширский.

Алексей Комаров считает, что некоторое оживление рынка может наступить уже в этом месяце и достигнуть пика в августе-сентябре. Однако многие представители отрасли настроены более пессимистично. Так, Сергей Вехов отмечает, что в настоящее время авиаперевозчики ждут нового повышения цен на авиакеросин, что скажется на ценах на авиабилеты (как уже писал BFM.ru, авиакомпании в феврале для привлечения пассажиропотока снизили или отменили топливный сбор, что позволило снизить стоимость авиабилетов). «Но сейчас нефтяные компании заявляют о том, что они планируют довести внутренние российские цены на топливо до общемировых. В настоящее время они на 20-50% ниже рыночных в зависимости от региона».

Алексей Каширский уточняет, что топливозаправщики уже неофициально объявили о предстоящем повышении цен на авиакеросин. Это, безусловно только усугубит ситуацию в отрасли. Сейчас в стоимости авиабилетов, по словам экспертов, стоимость топлива составляет 30-40%. В результате, по мнению эксперта, по итогам года грузовые и пассажирские авиаперевозки на туристических рейсах могут упасть на 40%, регулярные рейсы могут сократиться на 20-25%.

В январе, по данным «Кортес», авиакеросин подорожал на 8-10%. Среднероссийская цена составила 14,58 тыс. рублей за тонну топлива. В феврале он подорожал до 15,8 тыс. рублей. Официальная причина — курсовая разница. Однако уже к марту авиакеросин подешевел до 15,4 тысяч рублей. На цену оказал влияние низкий спрос на авиатопливо.

Директор по развитию и маркетингу «Кортес» Павел Строков в интервью BFM.ru подтвердил, что к апрелю теоретически можно ожидать повышения цен на топливо, однако при условии, что перевозки активизируются по причине начала летного сезона.