ЦБ ближе забота о кредитовании, чем печаль оттока капитала
Центробанк принял решение оставить без изменения ставку рефинансирования. Но при этом он увеличил ставку по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта
Читать на полной версииСовет директоров Банка России не стал повышать ставку рефинансирования и в понедельник, 30 мая, принял решение оставить без изменения ставку рефинансирования. Но при этом решением совета директоров с 31 мая повышены процентные ставки по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта. Об этом сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ.
«Указанное решение принято с учетом сохранения высокого уровня инфляционных ожиданий и рисков для устойчивости экономического роста. При этом учитывалось, что в условиях некоторого профицита ликвидности в банковском секторе основное влияние на формирование ставок денежного рынка продолжат оказывать ставки по депозитным операциям Банка России. Кроме того, сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России будет способствовать снижению волатильности ставок денежного рынка и повышению действенности процентной политики», — говорится в сообщении департамента.
«В феврале ЦБ повысил ставку рефинасирования впервые за 2 года — с 7,75% до 8%. Второе повышение произошло 3 мая, когда ставка выросла до 8,25%. За это время средняя банковская ставка по кредитам для нефинансовых организаций выросла с 8,6% до 8,7%, а по вкладам частных лиц, напротив, упала с 6,7% до 6,3%», — так комментирует влияние ставки рефинансирования на ставки в банковском секторе заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая.
«Из трех возможных вариантов — повышения ставки рефинансирования и ставок по операциям предоставления ликвидности, повышения нормативов обязательных резервов, повышения ставок по депозитным операциям — ЦБ выбрал наиболее слабый инструмент, а именно, повышение ставок по депозитным операциям», — говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Старший аналитик банка «Глобэкс» Денис Мухин придерживается несколько иной точки зрения: «В текущей ситуации наиболее действенным инструментом в руках ЦБ являются ставки по депозитным операциям. Сейчас банки активно размещают избыточную ликвидность на счетах ЦБ, практически не пользуясь инструментами заимствований, поэтому применение прямых мер в виде повышения ставки рефинансирования или РЕПО не столь востребовано».
По состоянию на 23 мая инфляция в годовом выражении составила 9,7%, увеличившись на 0,1% — в апреле этот показатель был равен 9,6%. Увеличение годового темпа инфляции обусловлено превышением темпов роста цен в апреле–мае над более низкими значениями, наблюдавшимися в первой половине прошлого года на фоне послекризисного восстановления экономики, отмечается в сообщении ЦБ. «В то же время темпы роста потребительских цен за месяц остаются сравнительно невысокими. Наблюдаемое ускорение роста цен на бензин носит немонетарный характер, а замедление роста цен на ряд продовольственных товаров свидетельствует о постепенном исчерпании эффекта шока на скачок цен на сельскохозяйственное сырье. В мае продолжилось замедление годовых темпов роста денежной массы, что с определенным лагом будет способствовать снижению инфляции, обусловленной действием монетарных факторов», — отмечается в сообщении.
«Действия ЦБ показывают, что в условиях стабилизации цен (в апреле–мае), регулятор больше обеспокоен динамикой экономического роста и кредитования в стране, нежели оттоком капитала», — считает Денис Мухин.
«Хотя годовая инфляция и находилась по состоянию на 23 мая на высоком уровне 9,7%, однако гигантский отток капитала (7,8 млрд долларов за апрель, 21,3 млрд долларов за I квартал и 35,3 млрд долларов за 2010 год) компенсирует влияние высоких нефтяных цен на торговый баланс, огромный профицит которого и является основным источником высокого уровня российской инфляции», — считает Максим Осадчий.
«То, что ставка осталась неизменной, указывает, с одной стороны, на стабилизацию инфляционных процессов, и с другой — на желание регулятора сделать паузу, дав банкам дополнительное время на привыкание к изменяющимся условиям денежно-кредитной политики», — полагает Александра Лозовая.
Достигнутый уровень процентных ставок с учетом эффекта реализованных в последние месяцы мер денежно-кредитной политики рассматривается Банком России как «обеспечивающий на ближайшие месяцы приемлемый баланс между рисками сохранения инфляционного давления и замедления экономического роста».
«В то же время рост ВВП замедлился и в апреле составил всего 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому осторожность регулятора представляется оправданной — инфляционные риски не настолько высоки, чтобы ужесточением денежно-кредитной политики погубить засыхающие ростки экономического подъема. Замечу, однако, что снятие запрета на экспорт зерна с 1 июля может привести к всплеску инфляции», — отмечает Осадчий.
Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, должно пройти в июне 2011 года.
«Мы полагаем, что до конца года ЦБ все же придется пойти на повышение ставки рефинансирования на 0,5–1%», — резюмирует Денис Мухин.