Позволят ли Ходорковскому освободиться досрочно
Бывший глава ЮКОСа объявил о намерении воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение. По мнению адвокатов и правозащитников, решение по этому поводу будет политическим
Читать на полной версииБывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, осужденный на 13 лет лишения свободы за хищения нефти и легализацию преступных доходов, намерен воспользоваться своим правом на условно-досрочное освобождение (УДО). Адвокаты подтвердили желание своего подзащитного, о котором тот сообщил журналистам. По мнению экспертов, решение о том, выйдет ли бизнесмен на свободу, будет политическим.
О своем намерении воспользоваться правом на УДО Михаил Ходорковский сообщил телекомпании НТВ. Сюжет, посвященный его уголовному делу, был показан накануне в эфире программы «Центральное телевидение». Репортеры процитировали письменные ответы Ходорковского, которые ему передали в СИЗО.
Вопрос: «Вы последовательно отказывались добиваться условно-досрочного освобождения, а тем более отказывались просить о помиловании. Что должно произойти, чтобы вы решили передумать?»
Ответ: «Я отказываюсь признавать решения судов, поскольку их обжалуют. Но своим правом на условно-досрочное освобождение обязательно постараюсь воспользоваться».
Адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант подтвердил BFM.ru, что его подзащитный намерен подать в суд соответствующее ходатайство. «Да, он сказал, что намерен этим заняться и такая возможность у него имеется», — сказал защитник. Он напомнил, что, по закону Ходорковский мог заявить ходатайство об УДО по истечении половины назначенного ему срока.
Напомним, 30 декабря 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева к 14 годам лишения свободы. Бизнесмены были признаны виновными в хищении нефти дочерних предприятий ЮКОСа и легализации преступных доходов на сумму более 800 млрд рублей. 24 мая Мосгорсуд снизил назначенное наказание на год.
Таким образом, по словам Клювганта, Ходорковский, находящийся под стражей с октября 2003 года, мог просить о досрочном освобождении еще в прошлом году. Однако Ходорковский решил дождаться, пока его приговор вступит в законную силу.
Клювгант уточнил, что закон позволяет подать прошение об УДО без признания вины. По закону, такое ходатайство подается в суд по месту заключения. В настоящее время экс-глава ЮКОСа содержится в специзоляторе № 99/1, расположенном на территории «Матросской тишины». Однако будет ли ходатайство подано в московский суд или защита дождется, пока осужденного этапируют в колонию, пока неизвестно. Адвокаты не комментируют время и место подачи жалобы.
В свою очередь, защитники Платона Лебедева Владимир Краснов и Константин Ривкин признались BFM.ru, что пока даже не обсуждали со своим клиентом вопрос досрочного освобождения. По словам адвокатов, их клиенту прекрасно известна эта возможность. «Наши клиенты за годы нахождения под стражей прекрасно научились разбираться в уголовном праве. Они знают, что написано в законе, — сказал Владимир Краснов. — По таким вопросам давать им советы мы не считаем нужным. Они считали и считают себя политическими узниками. Поэтому здесь все зависит от политической ситуации».
Краснов напомнил слова Михаила Ходорковского во время выступления в Мосгорсуде. Тогда бизнесмен отметил, что «не ждет милости от суда», и его судьба решается не в суде.
По закону, для удовлетворения ходатайства об УДО необходимо отсутствие претензий к поведению заключенного. «Я не знаю, какие претензии могут быть к Михаилу Борисовичу в этом плане», — сказал BFM.ru Вадим Клювгант.
Между тем, в 2008 году экс-глава ЮКОСа, имевший 8-летний срок по приговору Мещанского суда, уже пытался выйти досрочно. Однако на него тут же посыпались взыскания. Освобождению не способствовало также и нападение на Ходорковского другого осужденного — Александра Кучмы. Он порезал бизнесмену лицо и обвинил в сексуальных домогательствах. (Теперь, освободившись из колонии, Кучма заявляет, что сделал это под давлением сотрудников ФСИН).
В итоге, Ингодинский районный суд Читы отказал Ходорковскому в условно-досрочном освобождении. Главным аргументом стал довод, что Ходорковский «не раскаялся и не возместил ущерб в сумме 17 млрд рублей».
Еще один адвокат бизнесмена Юрий Шмидт не исключает, что аналогичная ситуация с УДО может возникнуть и сейчас и к Ходорковскому начнутся придирки. Он уверен, что решение — выйдет ли Ходорковский на свободу или останется сидеть — будет политическим.
С ним согласны и правозащитники. По мнению руководителя Московский хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, «все зависит от решения сверху». Она считает, что в России «нет независимого суда». Ее поддерживает директор московского отделения антикоррупционного центра Transparency International Елена Панфилова. «Думаю, что случай с Ходорковским лежит не в области права, а в области личных отношений c властью, которые привели его в тюрьму», — пояснила она BFM.ru.
Правозащитница отметила, что экс-глава ЮКОСа оказался меж двух огней. С одной стороны, глава государства Дмитрий Медведев на днях заявил, что Ходорковский на свободе «абсолютно не опасен», а с другой стороны, премьер Владимир Путин считает в отношении бизнесмена, что «вор должен сидеть в тюрьме».
«Если бы речь шла не о Ходорковском, а о каком-то Пупкине, то здесь проще было бы предсказывать», — отметила Панфилова. По ее словам, в случае же с экс-главой ЮКОСа «можно только гадать на кофейной гуще».
Тем не менее, несмотря на все эти обстоятельства, лидер «Движения за права человека» Лев Пономарев, в отличие от своих коллег, надеется, что сейчас «шансы на успех» у Ходорковского выше, чем несколько лет назад. По его словам, об этом свидетельствует «общественный климат» и усилия по защите бывших руководителей ЮКОСа на международном уровне. «Социологические опросы показывают, что люди знают, кто такой Ходорковский, и большинство из них считает, что он сидит несправедливо», — сказал Пономарев. По его мнению, сейчас «власть может пойти навстречу ожиданиям, сложившимся в обществе». Она уверена, что выходу Ходорковского и Лебедева на свободу будет способствовать и так называемая независимая общественная экспертиза, которую ее участники обещали озвучить после того, как их приговор вступит в законную силу. «Я не сомневаюсь, что выводы экспертов будут в пользу осужденных», — считает правозащитник.