Дворкович обещает 10% просрочек по ипотеке
Объем просроченных ипотечных кредитов в РФ может вырасти вдвое — с 5 до 10%. Такой прогноз дал 4 марта помощник президента Аркадий Дворкович. Вместе с тем он уверен в том, что если снизить ставки по кредитам ниже 15%, ипотека станет доступной 15% россиян
Читать на полной версии«Пока мы можем судить (о просрочке) только по цифрам, которые уже есть, и по опыту других стран. Пока что цифры небольшие, в России они в среднем не перешли даже за границу 5%. По опыту других стран, цифры могут быть выше 20%. Не думаю, что у нас могут быть такие цифры. Наиболее реалистичный сценарий — просрочка по ипотеке может увеличиться по сравнению с нынешним уровнем в 2 раза», — рассказал сегодня помощник президента РФ, председатель наблюдательного совета Агентства по ипотечному жилищному
кредитованию (АИЖК) Аркадий Дворкович.
По его словам, российские власти сейчас обсуждают возможность реализации программы по поддержке ипотечного жилищного кредитования путем предоставления средств банкам для выдачи кредитов по ставке ниже 15% в год. Он отметил, что около двух третей всей ипотеки приходится на 2-3 крупнейших банка с госучастием, прежде всего, Сбербанк и ВТБ-24. «Речь идет о том, чтобы найти возможность и предоставить либо АИЖК, либо этим банкам средства по таким ставкам, чтобы конечная ставка для заемщиков была приемлемой», — полагает Дворкович.
«Сегодняшние ставки — 18%, иногда даже 20% — для подавляющего большинства людей просто неприемлемы. Чтобы ипотека была доступна хотя бы более чем 15% граждан, ставки должны быть ниже 15%, и мы постараемся такую программу реализовать", — пообещал помощник президента.
По данным «Кредитмарта», средневзвешенная ставка по ипотечным продуктам в феврале 2009 года увеличилась на 0,6 процентного пункта и составила 18,82% годовых (в январе — 18,22%). В феврале по сравнению с январем текущего года средневзвешенная ставка в долларах США выросла на 0,52 процентного пункта и составила 15,01% годовых.
Дворкович также сообщил, что на программу поддержки по выплате взятых ипотечных кредитов россиянам, чьи доходы из-за кризиса не позволяют выполнять эти обязательства, уже выделено 5 млрд рублей и государство этим не ограничится. «Но это не бесплатный ресурс, не подарок, а перенос уплаты платежей на будущий период. Кризис — не повод не платить по долгам», — уточнил Дворкович.
Без субсидирования ставок государством в нынешних условиях ипотека не будет дешеветь, уверен заместитель руководителя блока «Розничный бизнес» «Альфа банка» Илья Зибарев. «Такие деньги у государства есть. Я думаю, что в этой ситуации это очень правильно, если государство будет субсидировать ставку для ипотеки, тем самым оживив ипотечный рынок и помогая уже даже не конкретным финансовым структурам, а напрямую потребителям. На мой взгляд, 8-9% как ставка фондирования, соответственно, скажем, 11-12% ставка для конечного потребителя — совершенно нормальные, приемлемые условия работы по ипотеке. Конечно, тех объемов, которые были полгода или год назад, мы уже не получим, из-за того, что кредитоплатежеспособность уже не та, но, тем не менее, в каких-то понятных объемах банки смогут возобновить выдачу ипотечных кредитов». — говорит он в интервью BFM.ru.
В ближайшие месяцы ситуация кардинально вряд ли улучшится, хотя некоторые признаки оживления наблюдается уже сейчас, сказала в интервью Business FM представитель АИЖК Анна Ярцева. «В ряде случаев начался рост выдачи кредитов. Он небольшой, но уже начинается. Что касается новых инициатив, то я думаю, что в конце первого — во втором квартале, возможно, будут представлены новые продукты или какие-то новые механизмы, как самого АИЖК, так, я думаю, и тех банков, которые понимают перспективы ипотечного кредитования», — дополняет она.
Прогноз старшего аналитика CiG Владимира Рожанковского по росту просрочек по ипотечным кредитам гораздо более пессимистичный. «Объемы просрочек будут удваиваться каждые полгода до тех пор, пока государство не примет целевой программы поддержки ипотечных заемщиков. В настоящее время российский рынок ипотеки стоит в стороне от Западной Европы и США. Там также падают цены на жилье (на 25-30%), но ипотечные заемщики выплачивают старые кредиты. И власти принимают меры по облегчению долгового бремени в виде налоговых льгот и прочего. Государство делает шаг навстречу и население более дисциплинированно относится к своим обязательствам. А в России же все принимаемые меры нацелены прежде всего на обеспечение более комфортной работы ипотечных банков, а не на облегчение бремени заемщиков. Конвертация валютных кредитов в рублевые, к примеру, привела к тому, что ежемесячный платеж только увеличился», — полагает он.
Эксперт замечает, что принятие закона о снижении процентных ставок ипотечных кредитов не решит проблему. «При снижении цен на жилье и снижении ставок, возможно, часть людей захочет решить жилищную проблему. Но у россиян в результате сокращения рынка труда падают доходы, а банки в данных условиях только ужесточают условия выдачи кредитов. И заставить банки начать выдавать кредиты по более мягким условиям нельзя». — говорит Рожанковский.
«Понятно заявление Дворковича, так как он выражает намерение государства играть социальную роль на рынке жилья. Но я считаю, что снизить ставки сейчас нереально, так как в экономике нет денег, и в этой ситуации ставки по длинным деньгам не могут быть низкими», — заявила в комментарии BFM.ru ведущий аналитик «Альфа-банка» Наталья Орлова.
По ее мнению, лучший способ в нынешней ситуации помочь населению решить жилищную проблему — это снизить цены в этом секторе, тогда как стимулирование избранной группы банков означает перераспределение конечного спроса в сторону от покупателей к продавцам. «Государству нужно принять решение о том кого стимулировать. Если они будут стимулировать банки, то фактически они будут способствовать тому, чтобы шла покупка жилья у застройщиков по завышенным ценам. Или же они дадут возможность проделать свою работу рыночным механизмам и тогда цены на жилье упадут. Но в этом случае потом помогать придется уже застройщикам», — сказала Наталья Орлова, заключив, что все-таки лучше выбирать прямые инструменты помощи непосредственно населению.