Убийца адвоката Маркелова получил пожизненное
Самое суровое из ныне существующих наказаний — пожизненное заключение — назначил суд националисту Никите Тихонову за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Его подельница, Евгения Хасис, проведет в заключении 18 лет
Читать на полной версииМосгорсуд в пятницу, 6 мая, приговорил Никиту Тихонова к пожизненному лишению свободы за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Гражданская жена Тихонова, Евгения Хасис, как соучастница громкого преступления проведет в колонии 18 лет. Приговор городского суда стал в пятницу одним из самых популярных новостных запросов Google.
Судья Александр Замашнюк, оглашая приговор, сказал: они совершили преступления, «действуя на основе чувства собственной исключительности», испытывая неприязнь в связи с профессиональной деятельностью Станислава Маркелова, а также в связи с тем, что он активно участвовал в антифашистском движении и крайне негативно относился к лицам, исповедующим националистические взгляды. Журналистка Анастасия Бабурова была убита как свидетель преступления.
Замашнюк отметил, что при назначении наказания он исходил из необходимости «восстановления социальной справедливости» и предупреждения новых подобных преступлений.
Убийство в двух шагах от Кремля
Напомним, что адвокат Станислав Маркелов и внештатный корреспондент «Новой газеты» Анастасия Бабурова были застрелены 19 января 2009 года неподалеку от здания Независимого пресс-центра на улице Пречистенка.
По версии обвинения, в Маркелова стрелял 30-летний основатель журнала «Русский образ» Никита Тихонов. Его гражданская жена, 25-летняя Евгения Хасис, поджидала жертву на улице и дала отмашку подельнику с помощью условного знака. Поймать убийц по горячим следам не удалось. Тихонова и Хасис задержали лишь в ноябре 2009 года.
Преступники действовали не одни. Возможные подельники фигурировали в деле как неустановленные лица. По некоторым данным, это трое националистов: Андрей Бормот, Алексей Паринов и Алексей Коршунов, которого следствие считает причастным к расправе над судьей Мосгорсуда Эдуардом Чувашовым.
На протяжении судебного разбирательства подсудимые категорически отрицали свою вину. Так, Тихонов заявил, что он был избран следствием на роль киллера, поскольку его кандидатура идеально подходила для этого. В то время он находился в розыске по ложному обвинению в убийстве антифашиста Александра Рюхина. Впоследствии это обвинение было с него снято. Маркелов же в этом деле представлял интересы потерпевших и требовал привлечь к ответу виновных.
Подсудимый утверждал, что пистолет «Браунинг» образца 1910 года выпуска, из которого убили адвоката и журналистку, оказался у него дома случайно. По версии обвиняемого, оружие ему отдал для ремонта бывший «лучший друг», один из основателей журнала «Русский образ» Илья Горячев. Последний потом стал главным свидетелем обвинения. Но Тихонов заявил, что Горячев оговорил его.
Тем не менее, 28 апреля 2011 года присяжные с перевесом всего в один голос сочли вину подсудимых доказанной. За виновность подсудимых проголосовали семеро из 12 заседателей. При равном количестве голосов Тихонов и Хасис могли выйти на свободу прямо в зале суда. Однако жюри пришло к выводу, что подсудимые не заслуживают снисхождения.
Помимо умышленного убийства (часть 2-я статьи 105 УК) исполнители убийства были признаны виновными в незаконном хранении оружия (статья 222 УК), боеприпасов и взрывчатых веществ. В ходе обыска на съемной квартире у молодых людей нашли целый арсенал: несколько пистолетов, автоматы, более 400 патронов, а также несколько самодельных взрывных устройств и взрывные устройства промышленного производства времен Второй мировой войны.
Тихонов объяснил, что, находясь на «нелегальном положении», он вынужден был зарабатывать на жизнь, продавая оружие людям, которые увлекались военными реконструкциями.
Суд также признал подсудимого виновным в использовании поддельного документа на имя жителя Великого Новгорода Андрея Тарасова, в котором Тихонов переклеил фотографию, чтобы снимать квартиру в Москве.
Наказание рублем
И Тихонова, и Хасис суд посчитал вменяемыми. Найденные дома у убийц парики и накладные бороды, а также более трех десятков книг (в том числе националистического содержания) Александр Замашнюк постановил уничтожить «как не представляющие ценности».
Судья частично удовлетворил заявленный родителями Анастасии Бабуровой иск о возмещении морального вреда на сумму 5 млн рублей. Тихонов обязан выплатить потерпевшим 2 млн рублей и должен покрыть расход в размере 40 тысяч рублей, которые престарелые мать и отец Бабуровой потратили на поездки в Москву из Севастополя, где они живут.
«Вам понятен приговор суда?» — спросил у осужденных судья. «Да, понятен», — за обоих ответил Тихонов и с издевкой добавил, что у них «уже с марта нет никаких вопросов». Евгения Хасис, выслушав вердикт, рассмеялась.
Адвокаты сразу же заявили о намерении оспорить решение суда и при необходимости дойти до Страсбурга. Покинув зал, они тут же направились в канцелярию, куда подали краткие кассационные жалобы. Защищавший Тихонова Александр Васильев считает, что в процессуальной части «процесс хромает на обе ноги».
«Проигрывать надо достойно», — жестко ответил на заявление процессуального противника гособвинитель Борис Локтионов.
Прокурор добавил, что попытка суицида, предпринятая подсудимыми накануне вынесения вердикта, чтобы переломить ситуацию в свою пользу, была «имитацией». По словам представителя прокуратуры, Тихонов и Хасис вовсе не пытались перерезать себе вены, а нанесли «царапины вне крупных кровеносных магистралей».
Надо сказать, что никто из родственников погибших на оглашение приговора не пришел. Им, видимо, было достаточно решения «народных судей». Впрочем, адвокат Роман Карпинский (он представлял в суде интересы брата погибшего, Михаила Маркелова) заявил BFM.ru, что доволен исходом дела. Назначенное подсудимым наказание он назвал «адекватным содеянному и справедливым».