В Петербурге сегодня будет спущен на воду корвет «Бойкий»
Летом он войдет в состав ВМФ России
Читать на полной версииПервоначально Минобороны хотело закупить около 30 корветов, но заказало пока лишь 12. Планируется также поставлять эти корабли на экспорт, но, по словам экспертов, у российских корветов на мировом рынке вооружений много конкурентов.
Работы по проекту 20380 начались в 2000 году в КБ «Алмаз» в Петербурге. В феврале 2008 головной корабль «Стерегущий», построенный на «Северной верфи», был передан ВМФ России и вошел в состав Балтийского флота. Это первый крупный военный корабль, спроектированный в новой России. Он предназначен для борьбы с надводными кораблями и подлодками противника в прибережной зоне, а также для артиллерийской поддержки морского десанта. В отличие от зарубежных аналогов, на российских корветах может размещаться боевой палубный вертолет. Корпус выполнен по технологии «стелс». Российским военным морякам нужны корветы, — сообщила нам официальный представитель судостроительного завода «Северная верфь» Светлана Ермолаева:
«Потребность большая. По началу даже заявлялось, что потребность корветов 20-25 единиц. Но, сейчас вот заявлена серия в 12 единиц, включаю корабли, которые проходят период активной постройки и достройки кораблей».
При этом представитель «Северной верфи» не уточнила, почему было заказано только 12 корветов. О том, сколько может стоить такой корабль, рассуждает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов:
«В открытой печати суммы не назывались. То есть, какие-то отдельные озвучивались цифры, связанные с каким-то этапами или финансированием кораблей этого проекта. Но, насколько можно судить корабль этот стоит не меньше 5 миллиардов рублей, это однозначно. Получается, что стоимость где-то порядка 200 миллионов долларов. В принципе на фоне мировой, она выглядит вполне реалистично».
На мировом рынке вооружений много аналогичных разработок. Говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:
«Конкурентов на мировом рынке у этих корветов настолько много, что я затруднюсь их перечислять все. Полно конкурентов. Поэтому может быть и надо закупать за рубежом. Хотя я вообще сомневаюсь, что России имеет смысл иметь корабли такого класса».
Эксперты отмечают, что работы по проекту 20380 начинались на рубеже веков, когда отечественный ОПК переживал не лучшие времена. И решения, заложенные в конструкцию российского корвета, во многом были компромиссными. Тем не менее, разработан экспортный вариант корабля, это проект 20382 с кодовым именем «Тигр». Известно, что интерес к нему проявляла, в частности, Индонезия, с которой в 2007 году Рособоронэкспорт подписал соглашение о строительстве корветов. Правда, с тех пор об этом ничего не слышно, и о заключении контракта на поставки корветов для ВМС Индонезии не сообщалось.
Михаил Задорожный, BusinessFM