Банкам нужны длинные и дешевые деньги
Средний уровень процентных ставок в 2010 году снизился на 3,3% по вкладам до 100 тысяч рублей. Тренд сохраняется: 5,6% в год — это то, на что сегодня может рассчитывать вкладчик с такой суммой в крупнейших банках
Читать на полной версииСтавки по рублевым годовым вкладам в размере до 100 тысяч рублей в прошлом году сократились на 3,3 %. Средняя ставка к 1 января 2011 года составила 5,6% годовых. Доходность по рублевым годовым вкладам объемом до 700 тысяч рублей уменьшилась на 3,2 процентного пункта — до 5,8%. Об этом говорится в аналитическом докладе Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
По итогам 2010 года 99 из 100 банков, чью политику в области частных вкладов отслеживает АСВ, снизили ставки. В докладе говорится, что это сделано «под влиянием массового притока средств населения, избытка ликвидности и низкой инфляции».
Снижение ставок по рублевым вкладам — это продолжение тенденции, сформировавшейся еще во втором полугодии 2009 года, когда они уменьшились более чем на 1% — с 10,3% до 9,2%. Процентные ставки по валютным вкладам за 2010 год снизились на 0,9% — с 5,6% до 4,7%.
За прошедший год доля тридцати крупнейших по объемам вкладов банков продолжила падать. Правда, в 2010 году это сокращение было небольшим — с 79,3% до 78,5%. В первую очередь, это изменение было вызвано, по данным АСВ, сокращением доли Сбербанка с 49,4% до 47,9%.
«В целом, тенденция понижения ставок по вкладам вполне закономерная. В 2008-09 годах возник кризис ликвидности, и банки испытывали резкую недостачу свободных денежных средств. Соответственно, развернулась острая конкуренция за ликвидность, которая во многих случаях приобреталась дорогой ценой, например, за счет высочайших процентных ставок по вкладам», — считает руководитель департамента банковских продуктов ФГ БКС Анна Волкова.
По ее мнению, в 2009 году структура ставок была вне экономических норм, ставки по вкладам на короткий срок, например, на 181 день были выше ставок на год и более длительные сроки. При этом уровень процентов превышал в некоторых банках доходность по самым хорошим паевым инвестиционным фондам или другим рисковым инструментам, отмечает Волкова.
«Вклады — это инструмент с гарантированной доходностью, при этом при сумме до 700 тысяч рублей вклад еще и инструмент безрисковый. В любом случае вклады должны присутствовать в инвестиционном портфеле любого человека, обладающего временно свободными средствами. Какую долю они будут занимать, зависит от агрессивности стратегии каждого человека», — говорит вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов.
По мере завершения кризиса ставка рефинансирования постоянно понижалась, для банков открывался доступ к более дешевым деньгам, говорит Волкова. «Банки с государственным участием традиционно были консервативны в вопросе процентных ставок, поэтому и в части понижения выступили лидерами», — отмечает Волкова.
Дмитрий Орлов считает, что для большинства клиентов доступной альтернативы вкладам все же нет, так как более рискованные инструменты не обладают аналогичной степенью надежности, поэтому массовый клиент, который обжегся в кризис, или же видел как рушился рынок и снижалась стоимость паев, пока не рассматривает альтернативные вложения.
«Другой момент — то, что к вкладам население уже приучено. Все знают, как открывать депозит, на что при заведении вклада обращать внимание. Еще один козырь депозита — это его простота и доступность», — говорит Орлов. При этом он также отмечает, что популярные в кризис из-за скачков валютных курсов мультивалютные вклады также потеряли свою популярность, а причина тому — стабилизация курса рубля и более высокие ставки по рублевым вкладам. «Соответственно, клиенты открывают рублевые вклады на полгода -год», — говорит Орлов.
«Уменьшение доли вкладов в стабильных банках в 2011 отчасти показывает улучшение рыночной инфраструктуры и частичное возвращение клиентов в более гибкие и доходные активы. Это отражает нормализацию экономической ситуации в целом», — говорит Анна Волкова.
Сейчас банки нуждаются не в средствах как таковых, а в длинных дешевых ресурсах, поэтому в качестве суррогата банки иногда могут использовать средства на текущих счетах и остатки на картах, по которым не начисляется процент на остаток, говорит Орлов.
Если управлять этими средствами как портфелем с определенным поведением, то можно говорить, что какая-то доля таких денег и будет являться неснижаемым остатком — и им пользуется банк как наиболее дешевым ресурсом. О своем интересе в привлечении как можно более дешевых ресурсов на счета «до востребования», то есть о заинтересованности в росте сумм остатков на карточных счетах клиентов, недавно заявлял ряд крупных розничных банков, например, Сбербанк и «Юникредит».