Документ, поступивший в парламент, содержит всего несколько новых положений. Их суть BusinessFM раскрыл председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум:


«По конкретному заказу правительство может устанавливать некий особый порядок. Дальше, предусматривается обязанность заказчиков обосновывать начальную цену контракта, и так же предусматривается право правительства устанавливать порядки формирования начальных цен контрактов на отдельные виды товаров. Вводится так же право заказчика устанавливать требования к сроку, объему предоставления гарантий качества товара. Ну и некоторые вопросы юридической техники».
Претензии к действующему закону о госзакупках можно перечислять часами, но чаще всего на практике происходит следующее — говорит эксперт в области торгов и тендеров Сергей Букреев:


«На торги выходит 1-2, не более фирм. В такой ситуации госзаказчик вынужден заключать государственный контракт, не обеспечивая должной конкуренции. Второй случай, который очень часто происходил, связан с недобросовестным поведением поставщиков. Когда заявляясь на торги, и побеждая на торгах, поставщик уклоняется от заключения государственного контракта, или заключая государственный контракт, его не исполняет».


Бизнесмены, имеющие отношение к госзакупкам или желающие участвовать в этом процессе от комментариев воздерживаются. В неофициальных беседах с журналистами они говорят: те, кто вхож в эту систему — боятся потерять место. Те, кого туда не пускают, не жалуются, так как бояться потерять голову. Причем в ряде случаев — это не фигура речи. В регионах до сих пор встречаются случаи, когда предпринимателю, выставившему свою заявку на аукцион, угрожают физической расправой, если он не снимет ее в течение суток. Случаи, когда условия конкурса заточены под конкретную компанию по самым разным критериям, по словам бизнесменов, встречаются сплошь и рядом. Страдают, однако, и заказчики. Когда какая-либо компания выигрывает тендер за счет демпинга, а потом требует дополнительного финансирования. В итоге закон о госзакупках можно изменить в лучшую сторону исключительно за счет конкретных антикоррупционных мер — говорит Председатель Союза Поставщиков Государственного Заказа Максим Шишкин:


«Все эти поправки носят какой-то второстепенный характер. Они регламентируют процедуру, но не затыкают самые основные бреши, основные возможности для коррумпированного заказчика, сделать незаконный тендер».


Проект поправок, состоящий из нескольких пунктов, со скрипом подготовили в срок, указанный президентом. К 1 сентября Минэкономразвития поручено подготовить полноценный законопроект о федеральной контрактной системе.

Иван Медведев, BusinessFM