Российские компании замахнулись на мировой мониторинг
«Российские навигационные технологии» планируют стать одним из крупнейших мировых игроков рынка навигационных решений для автотранспорта. Завоевать его компания рассчитывает с помощью собственной системы «АвтоТрекер»
Читать на полной версии«Российские навигационные технологии» (РНТ) планируют стать одним из крупнейших мировых игроков рынка навигационных решений для автотранспорта. Этот рынок пока считается достаточно «пустым» и свободным, по крайней мере, в развивающихся странах. И РНТ рассчитывает завоевать его с помощью собственной системы мониторинга и управления автотранспортом (Fleet Management, FMS) «АвтоТрекер».
По оценке РНТ, в настоящее время средний мировой уровень проникновения систем Fleet Management составлял на конец прошлого года только несколько процентов. Правда, в отдельных регионах ситуация выглядит несколько лучше. В США, например, уровень спутникового мониторинга достигал три месяца назад 12%, а в настоящее время составляет около 20%.
Если говорить о российском рынке, то здесь также еще много свободного места. Напомним, в России запущен проект создания системы экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС, генподрядчиком по которому выступает федеральный сетевой оператор НИС ГЛОНАСС. Этот проект предполагает оснащение навигационным оборудованием почти всего автотранспорта — то есть речь идет о миллионах ГЛОНАСС/GPS-устройств, которые должны быть установлены на автомобили. В то же время на конец прошлого года в России общее число автомашин, оснащенное таким оборудованием достигало приблизительно 500 тысяч.
Как отметила директор по маркетингу группы компаний «М2М телематика» Светлана Хадонова, в России этот рынок отнюдь не пуст и он демонстрирует довольно быстрые темпы развития. В компании ожидают, что в ближайшее время российский рынок FMS возрастет в несколько раз. «Навигационно-связное оборудование устанавливается на транспорт и спецтехнику различных отраслей экономики, — говорит Светлана Хадонова. — Нами внедряются FMS-решения на основе технологий ГЛОНАСС и GPS, позволяющие управлять городскими, пригородными и междугородними перевозками не только уровня предприятия, но и уровня целого региона. Также с помощью FMS можно контролировать, например, исполнение договоров по оказанию муниципальных услуг в сфере ЖКХ».
При этом и в РНТ, и в «М2М телематика» отмечают, что российский бизнес достаточно вырос для грамотного использования систем Fleet Management. По словам исполнительного директора РНТ Ивана Нечаева, прежде российских заказчиков (средние и крупные предприятия) интересовали только решения задач по мониторингу местоположения автотранспорта, отслеживанию маршрута его движения и расхода горючего, а также «охранные функции». Теперь же, отмечает Нечаев, заказчикам требуются типовые решения «заточенные» под отраслевые нужды и интегрированные с другими информационными системами. Причем в этом году ожидается патентование достаточно большого количества отраслевых решений, рассказал Иван Нечаев. По его словам, РНТ, в частности, выделила для себя десяток отраслей, для которых подготовила или готовит типовые решения.
По мнению Светланы Хадоновой, сегодня на российском рынке происходит постепенная интеграция систем Fleet Management в корпоративные информационные системы, в том числе в системы управления финансовыми средствами. «Сегодня заказчик FMS хочет, чтобы системы мониторинга и управления транспортом были вписаны в бизнес-процессы предприятия и интегрированы с информационными системами, например, в службах «Скорой помощи» — с АДИС и МИСС 03, на других предприятиях — с «1С», — заметила Хадонова. — Руководители стремятся контролировать свои автопарки на уровне соблюдения многочисленных факторов — от безопасности перевозок и затрат на содержание транспортных средств до мотивационных показателей водителей».
Примечательно, что у российских игроков рынка FMS сложились различные представления о его структуре. Та же РНТ планировала, что в 2010 году основной рост бизнеса произойдет за счет крупного корпоративного сегмента, на котором компания предполагала реализовать 25 тысяч устройств. При этом госсектору и СМБ отводились значительно более скромные доли — 5 тысяч и 3 тысячи устройств соответственно. Однако эти ожидания не оправдались. Так, госсектор затребовал более 19 тысяч комплектов оборудования, а крупные корпоративные заказчики немногим более 20 тысяч. На СМБ пришлось менее 2 тысяч устройств. При этом Иван Нечаев отметил, что РНТ не была готова к повышенному интересу со стороны госзаказчиков, которые были заинтересованы, помимо оснащения автотранспорта навигационным оборудованием, в создании крупных диспетчерских центров. Из-за этого компании пришлось отложить планы по продвижению своих решений на рынке СМБ. Вернуться же к освоению этого сегмента компания планирует в текущем году.
Причем на этом рынке компания будет предлагать абонентскую модель обслуживания клиентов, когда серверная часть FMS размещается на площадке РНТ, которая берет на себя все работы по обслуживанию системы. Кстати, такая модель, по утверждению Ивана Нечаева, оказалась интересной не только СМБ и госзаказчикам, но и крупным корпоративным пользователям.
«М2М телематика», со своей стороны, отмечает, что корпоративные и государственные заказчики обеспечили 70% выручки компании (в настоящее время навигационно-связным оборудованием компании оснащено более 60 тысяч транспортных средств). Из них более половины — 60% — пришлись именно на долю СМБ (доля госсектора — 25%, а крупного бизнеса — 15%). «Очевидно, что системы мониторинга и управления транспортом получают свое распространение не за счет рынка государственных и муниципальных заказчиков, как полагают многие, — отметила Светлана Хадонова. — Бизнес пришел к осознанию важности использования навигационных технологий, причем не с позиции простого мониторинга транспорта. Бизнесу нужны комплексные решения управления бизнес-процессами предприятий».
По словам генерального директора РНТ Бориса Сатовского, на зарубежных рынках (в развивающихся странах) ситуация развивалась не так хорошо, как хотелось бы. Причина в неурядицах на Ближнем Востоке. По его словам, ряд проектов находится в состоянии hold. В том числе и в Египте. «Ожидаем, что в течение 4–6 месяцев ситуация там стабилизируется и проекты будут продолжены, — отметил Сатовский. — Зато есть интерес в странах СНГ. Прежде всего, со стороны крупнейших экономик региона — Украины, Белоруссии и Казахстана».
При этом Иван Нечаев уточнил, что на развивающихся рынках навигационные технологии востребованы госсектором и крупными корпоративными заказчиками. В первую очередь, речь идет о странах Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Эти рынки, по его мнению, отстают в развитии от российского на два года. Поэтому местных заказчиков чаще всего интересуют только функции мониторинга автотранспорта и обеспечение безопасности. «На этих рынках присутствуют крупные нефтяные компании, которые в «метрополиях» используют полноценные системы Fleet Management. Однако портировать их в регионы развивающихся стран у них не получается — их следует адаптировать, — заметил Нечаев. — В частности, необходимо сделать их вандалоустойчивыми. А у РНТ есть готовое решение, приспособленное как к местным условиям, так и к работе в нефтедобывающей промышленности». По мнению исполнительного директора РНТ, те компании, которые сейчас реализуют на развивающихся рынках по 2–3 крупных проекта, станут на них основными игроками.