Российским поставщикам облачных услуг осталось поработать на «вольных хлебах» два-три года. Именно столько времени пройдет до прихода на российский рынок крупных облачных провайдеров, подобных Google, Microsoft и Amazon. Такой прогноз прозвучал на второй российской национальной конференции по облачным вычислениям CloudConf 2011.

Напомним, в последнее время российскому рынку облачных вычислений уделяют немало внимания, и даже пытаются подсчитать его объемы. Так, в прошлом году компания IDC оценила весь российский рынок облачных услуг в 4,8 млн долларов. При этом большую часть этих денег, по данным исследователей, заработали компании, предлагающие услуги AaaS (приложение как услуга). На их долю пришлось 94% всего объема рынка. Еще 4% достались сегменту IaaS (инфраструктура как услуга), а оставшиеся 2% — PaaS (платформа как услуга). Такие рыночные показатели не очень коррелируют с тем вниманием, которое IT-рынок уделяет технологиям облачных вычислений. Впрочем, далеко не все игроки этого рынка согласны с такой оценкой, да и не только игроки, но и другие исследователи.

На CloudConf 2011 компания J`son & Partners Consulting представила свою оценку российского рынка «облаков». По ее данным, рынок XaaS (x — любой сервис или решение предоставляемые по модели аренды) составил в прошлом году около 133 млн долларов. Для сравнения, объем всего облачного рынка в 2009 году составил примерно 18 млрд долларов и к 2013 достигнет 51 млрд долларов (Gartner) или 42–43 млрд долларов (IDC и Cisco)). По словам консультанта J`son & Partners Владимира Карпенко, в настоящее время большая часть российского рынка XaaS, около 100 млн долларов, приходится на услуги communications — почтовые сервисы, услуги унифицированных коммуникаций и виртуальных АТС. Около 3 млн долларов заработали поставщики облачных сервисов в области безопасности, приблизительно 29 млн долларов пришлось на поставщиков различных «других» сервисов, и около 700 тысяч долларов заработали поставщики IaaS (под IaaS исследователи подразумевали предоставление в аренду инфраструктурных элементов ЦОДов и сетевых ресурсов с поддержкой SLA корпоративного класса).

Также в ходе своего исследования J`son & Partners установила, что сейчас в России в той или иной мере используют XaaS около 14% юридических лиц (всего их в нашей стране более 7 миллионов). Это преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса с численностью персонала до 100 человек. В то же время компания отмечает, что из 10 тысяч опрошенных компаний только полторы тысячи заявили о том, что знают, что такое XaaS.

Несмотря на скромные показатели рынка, его участники полагают, что он успешно развивается. Так, председатель совета директоров компании Softline Игорь Боровиков отметил, что за прошедший год рынок «облаков» превратился из стартапа в работающую технологию. Его поддержал вице-президент по развитию бизнеса в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки компании Parallels Павел Ершов. По его словам, в России начались реальные проекты по созданию облачной инфраструктуры, в том числе у крупных телеком-операторов. Впрочем, о деталях этих проектов Ершов умолчал, отметив лишь, что в ближайшее время можно ожидать соответствующих объявлений. В свою очередь, директор компании «Мегаплан» Михаил Смолянов отметил, что технологического отставания российского рынка SaaS от западного фактически нет. Проблема его медленного развития — неграмотность бизнеса.

Кстати, в исследовании J`son & Partners отмечается, что основным барьерами на рынке «облаков» является непонятный для заказчиков биллинг. Этот фактор в качестве препятствия для использования сервисов из «облака» назвали более 20% респондентов. При этом в исследовательской компании считают, что XaaS-услуги не станут массовыми до тех пор, пока поставщики таких сервисов не станут активно рассказывать пользователям об «облаках» и их преимуществах.

Отмеченные участниками конференции сложности не мешают им строить вполне радужные прогнозы. Так, в Softline полагают, что в течение 2011 года облачный бизнес компании вырастет приблизительно в три раза. Михаил Смолянов, рассчитывает, что SaaS-бизнес «Мегаплана» увеличится в 5-6 раз. Parallels ожидает, что ее облачное направление покажет рост в три раза. А J`son & Partners прогнозирует, что к 2013 году объем российского рынка XaaS увеличится до 260 млн долларов.

Вероятно, при таком объеме рынок станет интересен компаниям-«монстрам», владеющим собственными «сверхоблаками». Облачные сервисы, к примеру, Google и Microsoft имеют гигантскую распределенную и технологически закрытую сеть дата-центров. Кстати, к числу уже известных «монстров» могут добавиться новые, в частности, компания Hewlett-Packard, имеющая свои виды на российский рынок. По мнению Игоря Боровикова, через 2–3 года эти компании придут со своими дата-центрами и со своими предложениями на российский рынок. В настоящее время вся физическая инфраструктура «сверхоблаков» находится за пределами России, что ограничивает российских корпоративных заказчиков в использовании их возможностей. Оставшееся время российские облачные провайдеры должны потратить на подготовку к приходу на отечественный рынок крупных игроков. Речь идет о привлечении пользователей, о консолидации. Игорь Боровиков полагает, что засилья крупных зарубежных облачных провайдеров на российском рынке не произойдет.

При этом стоит учитывать, что в ближайшее время в борьбу за «облака» могут активно включиться, как минимум, операторы «большой тройки». При этом, по мнению участников конференции, к ним будет перетекать значительная часть облачного бизнеса. Этот вывод, кстати, подтверждают данные исследования J`son & Partners. По словам Владимира Карпенко, те компании, которые пока не используют XaaS, в идеале хотели бы получать соответствующие услуги от «своих» операторов сотовой связи или хостинг-провайдеров.

Еще один неопределенный фактор российского облачного рынка — государство, которое сегодня является крупнейшим заказчиком на IT-рынке. Эксперты полагают, что у «облаков» хорошие перспективы по продвижению в госсекторе, особенно на региональном и муниципальном уровнях. Это связано с тем, что при информатизации низовых уровней государственной пирамиды гораздо удобней создать «облако» на федеральном уровне, из которого регионалы и муниципалитеты смогут потреблять все необходимые IT-сервисы. При этом для зарубежных игроков выход на этот сегмент, вероятно, будет закрыт или ограничен.