Накануне Путин говорил о том, что государство сначала объединит Шереметьево с Внуково под своим контролем, а потом скорее всего приватизирует его. Нужно ли передавать аэропорты в частные руки и как обстоят дела с этим в мире сейчас?

Большинство аэропортов в мире находятся в государственной собственности. При этом они сдаются в аренду частным корпорациям, которые отвечают за управление всеми аспектами деятельности аэропорта. В США большинство аэропортов управляются напрямую правительственными учреждениями или созданными правительством государственными предприятиями.


Одна из немногих стран, где все ведущие аэропорты страны приватизированы — Новая Зеландия.

Согласно мировому опыту, существует три варианта передачи уже действующего аэропорта частному сектору: а) договор на управление, б) долгосрочная аренда и в) продажа (приватизация). Продажа приносит государству доход, но обязательно при этом положительно сказывается на пропускной способности аэропорта или на его прибыльности.

Иногда правительства продают только контрольный пакет, оставляя себе долю акций, чтобы сохранить возможность влиять на управление аэропортом. Примером может служить продажа Великобританией акций аэропорта Бирмингема. Полностью частных аэропортов в мире очень мало, из развитых стран они сравнительно распространены только в Великобритании.

Слияние Шереметьево и Внуково вряд ли пойдет на пользу отрасли, а вот последующая приватизация, если состоится, вполне возможно, окажет благотворный эффект, считает директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов:

«Любой аэропорт - это стратегический объект государственный, однозначно. То есть, государство должно гарантировать его работу. Но непосредственно само работать оно не должно, потому что это бизнес. Аэропортами управляют оперативные компании, хендинговые компании, топливные компании, кетринговые компании, которые по мере качества или недостаточного качества работы приходят или наоборот выбывают. И постепенно налаживается конкурентноспособный объект, который обслуживает пассажиров и авиакомпании на таком уровне, который их устраивает. В первую очередь аэропорт для пассажиров. А если государство управляет всем на свете, то вряд ли наверно оно будет сильно заботиться о том, что оно там для пассажиров своих делает».

Недавно аудиторские компании проводили оценку и Внуково, и Шереметьево. Вышло, что стоимость Внуково составляет примерно 36 миллиардов рублей, а Шереметьево, вместе с терминалом D, 63 миллиарда.

BusinessFM