Росатом сдает тест в Бушере
В среду глава Росатома Сергей Кириенко посетит тестовый запуск атомного реактора в иранском Бушере. Таким образом, Ростатом расширяет экспансию на зарубежных направлениях, одновременно наращивая российские атомные мощности
Читать на полной версииСегодня пройдет тестовый пуск реактора иранской АЭС «Бушер», приуроченный к визиту в Иран генерального директора госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко. Как сообщила иранское информагентство СНА, с иранской стороны в церемонии примут участие официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Мохсен Делавиз и руководитель ОАЭИ Голям Реза Агазаде.
Во время тестового пуска реактора первого энергоблока в реакторную зону будут опускаться имитаторы топливных сборок без ядерного топлива. Как сообщил BFM.ru источник в «Атомстройэкспорте», «тестовый пуск реактора — это финальная стадия пуско-наладочных работ и подготовки энергоблока к физическому пуску уже с ядерным топливом».
«Бушер» станет первой иранской АЭС. Правда, ее строительство несколько затянулось. В августе 2008 года посол Ирана в России Голям Реза Ансари выражал надежду, что запуск станции произойдет до конца 2008 года, однако в итоге срок оказался сдвинут.
АЭС «Бушер» начинали строить немецкие специалисты в 1975 году. Контракт между Россией и Ираном на строительство первого энергоблока был подписан в Тегеране 8 января 1995 года; согласно первоначальному проекту, Россия должна была завершить сооружение станции в июле 1999 года, а также поставить один реактор типа ВВЭР-1000, подготовить иранских специалистов и обеспечить ядерное топливо для реактора. Согласно условиям российско-иранского соглашения, Иран обязан затем вернуть отработавшее топливо в Россию.
Ирина Есипова, представитель пресс-службы компании «Атомстройэкспорт», которая ведет строительство, в связи с этим поясняла, что время вступления в строй АЭС зависит от того, как реально будут продвигаться пусконаладочные и тестовые работы. По ее словам, каждая фаза работ завершается проверкой, затем идут новые операции.
«Пусконаладочные работы ведутся в тесном сотрудничестве с иранской стороной. Надеемся, что в установленные сроки АЭС будет сдана в эксплуатацию, и, таким образом, осуществятся чаяния иранского народа», —заявил официальный представитель МИД Ирана Хасан Гашгави.
Участники проекта неоднократно заявляли, что строительство Бушерской АЭС ведется в полном соответствии с международными нормами и под контролем МАГАТЭ. «Каждая страна имеет право на развитие атомное энергетике, и данный проект трудно заподозрить в нарушении каких-то международных норм», — заявил BFM.ru эксперт московского центра Карнеги Петр Топычканов.
«Ситуация с Ираном предельно понятна. В основном наш интерес к нему связан с газом и теми возможностями, которые открывает потенциальный газовый коридор через Иран. Поэтому Россия очень внимательно следит за событиями, которые происходят вокруг этой страны, — прокомментировал BFM.ru ситуацию президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Россия сейчас пытается продвигать свои интересы в Иране. Атомное сотрудничество — это одна из тех сфер, где мы можем быть полезны этой стране».
По мнению эксперта, во время визита в Бушер Сергей Кириенко обсудит сотрудничество России и Ирана в области постройки новых АЭС, поскольку в стране реализуется программа строительства атомных электростанций общей мощностью 20 тысяч мегаватт. Вторая АЭС должна возводится в Дархоене. Правда, Петр Топычканов полагает, что пока рано говорить о возможности участия России в других проектах на иранской территории.
Как бы то ни было, Росатом активизируется буквально на всех возможных направлениях. Так, с Румынией на минувшей неделе было подписано соглашение о вывозе и хранении на территории РФ ядерных отходов. Во вторник стало известно, что интерес к сотрудничеству с Росатомом проявляют правительства Армении и Чили. В этот же день Кириенко объявил, что «Росатом» рассматривает в России 10 потенциальных площадок для строительства плавучих АЭС.
«Мы видим, что Росатом очень активно наращивает сотрудничество за рубежом, притом, что его обязательства внутри России носят крайне плотный характер; в соответствии с планами развития атомной отрасли он должен вводит по два реактора в год, — напомнил Константин Симонов. — Это выше по темпам, чем в советское время, и уже очевидно по результатам прошлого года, что выдержать эти сроки не удастся».
Симптоматично, что информация о новых проектах «Ростатома» совпала с известием о том, что премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент Франции Николя Саркози подписали соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики, которое предполагает строительство четырех новых АЭС в Италии.