Рост цен на электроэнергию произошел из-за спекулянтов на свободном рынке, заявил министр энергетики Сергей Шматко сегодня на конференции Russia Power, официальным порталом которой является BFM.ru. Энергетические компании должны помнить о своей социальной ответственности, подчеркнул он.

С начала этого года и Кремль, и правительство критикуют энергетиков за значительный рост цен на электроэнергию. В ряде регионов цены выросли на 30-40% при установленном пределе в 15%.

В начале марта премьер Владимир Путин заявлял, что рост цен на электроэнергию для конечных потребителей в Курской области, к примеру, составил 33,2%, а Астраханской — 46,5%. В ответ на упреки Сергей Шматко сообщил, что основная причина роста — в расходах на транспортировку электроэнергии в распределительных сетях. Тарифные решения по транспортировке как раз и были приняты в регионах, лидирующих по темпам роста цен.

Позднее и Дмитрий Медведев, критикуя значительный рост цен на электроэнергию, указал на распределительные сети и сбытовые компании как на виновников такого положения дел. Глава государства предложил передать сети в управление или приватизировать их.

«Последний значительный скачок цен произошел в феврале, — говорит BFM.ru генеральный директор Московской энергетической биржи Сергей Трофименко. — Так, индекс хабов Московской энергетической биржи, который отражает среднюю стоимость электроэнергии на оптовом рынке, в феврале достиг максимального значения в 1750 рублей за мегаватт/час. В феврале 2010 года он составлял 1300-1450 рублей».

Напомним, что с 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме поставляется по свободным ценам. «Рынок [оптовых продаж электроэнергии] сейчас на 100% либерализован», — заявил сегодня Шматко.

Однако либерализация достаточно условна: в настоящее время на рынке продаж электроэнергии должна действовать экономически обоснованная цена, а на рынке продаж генерирующих мощностей — так называемый «price cap», предельно допустимая цена, которую установила ФАС для 26 зон свободного перетока (при передаче электроэнергии из одного региона в другой). Это и должно ограничивать резкий рост цен.

«Игроков оптового рынка электроэнергии такие правила устраивают, но на рынке продажи генерирующих мощностей предельный порог цены вызывает критику», — говорит BFM.ru Сергей Трофименко. При этом эксперты отмечают, что либерализация на рынке продажи новых генерирующих мощностей на сегодняшний день не превышает 35%.

«Низкий порог либерализации характерен для абсолютного большинства стратегических рынков в нашей стране, касается ли это электроэнергетики, рынка нефтепродуктов или тяжелого машиностроения. Основные причины — в доминировании крупных игроков на рынке», — говорит BFM.ru директор российского представительства компании Honeywell, профессор Леонид Соркин.

Сергей Шматко сегодня предостерег энергетиков от необдуманной ценовой политики. «Бизнес должен понимать свою социальную ответственность. А то получается, что на рынке работают не инвесторы, а спекулянты. Таким компаниям мы сделаем ручкой», — заявил министр. По его мнению, собственники, которых правила регулируемого рынка не устраивают, могут продать свои компании по рыночной цене.

Леонид Соркин считает, что «в росте цен, происходящем в тех или иных регионах, виновата неразвитость рыночной инфраструктуры». В беседе с BFM.ru Соркин оценил заявление министра «как угрозу, не имеющую адресата». Инвесторы с российского рынка вряд ли начнут уходить. Для них российский энергетический рынок привлекателен, особенно сектор энергосбережения, считает Леонид Соркин. «Этот сектор недостаточно развит в России, в нем есть спрос на экспертизу и здесь еще есть возможность занять свою нишу», — говорит он.

Действительно, отрасль остро нуждается в инвестициях. Сегодня Сергей Шматко заявил, что весь сектор энергетики требует модернизации (в сетевых компаниях, к примеру, износ мощностей составляет 70%). При этом министр отметил, что средства на модернизацию компании должны находить сами — в частности, выпуская корпоративные инфраструктурные облигации. «Они получат соответствующую поддержку государства», — заверил он.

В интервью BFM.ru Сергей Шматко уточнил: поддержка будет выражаться в том, что расходы, связанные с обслуживанием этих облигаций, «государство будет включать в базу для установления тарифа».

«Любые финансовые механизмы, направленные на привлечение средств в энергетику, в том числе приоритетно в энергосбережение — это позитивный шаг», — полагает профессор Соркин.

Но в таком случае расходы на обновление производственных мощностей снова лягут на плечи потребителей, говорят BFM.ru эксперты. В цену для потребителя закладываются оптовая цена электроэнергии, цена мощности, услуги сетей и другое, говорит BFM.ru генеральный директор московской энергетической биржи Сергей Трофименко.

Еще одна причина для возможного роста — отмена price cap либо его понижение, рассказывает Трофименко. «Если price cap отменят, то рынок будет регулироваться спросом и предложением, а это значит, что электроэнергия будет сезонно дорожать и дешеветь. А если же его снизят, то энергетические компании будут вынуждены покрывать то, что они недополучат, за счет других источников. Это может вылиться в рост цен на электроэнергию для конечных потребителей», — говорит Сергей Трофименко.

Одна из возможностей снизить расходы на электроэнергию — покупка фьючерсов на энергетические индексы, говорит Трофименко. Этим инструментом на бирже начали торговать 8 месяцев назад. «Сейчас им пользуются 160 участников, в их числе как физические лица, так и компании», — говорит Трофименко.