Затягивание поясов может навредить японской экономике
Стихийное бедствие и атомный кризис сплотили население Японии. С поразительной быстротой вся страна восприняла новую модель поведения: Япония после цунами — образец самоограничения (jishuku), пишет The New York Times
Читать на полной версииКогда сотни тысяч человек на севере страны в результате землетрясения, цунами и атомного кризиса остались без крова, любой намек на роскошь вызывает осуждение. И хотя после катастрофы звучали лишь общие призывы к экономии ресурсов, уже в течение нескольких дней после землетрясения 11 марта все японцы стали отключать свет, лифты, обогреватели.
Но такие самоограничения связаны не только с необходимостью компенсировать потери электричества в результате закрытия АЭС в Фукусиме. В дни всеобщего траура самоограничение проявляется и во многом другом. Поскольку агрессивный маркетинг теперь выглядит неуместно, магазин электроники Bic Camera на севере Токио убавил громкость своего непрерывного джингла, который обычно слышно за полквартала.
Возникают вопросы и об уместности привычных сезонных развлечений. В это время года у японцев есть традиция наблюдать цветение сакуры, говорит Хирси Секигути (Hiroshi Sekiguchi). Теперь приуроченные к этому мероприятия и фестиваль фейерверков отменены. Отложены церемонии вручения дипломов и присуждения ученых степеней. Рестораны и магазины сокращают часы работы или закрываются. Вместо косметики и караоке в продаже бутилированная вода и счетчики Гейгера, пишет The New York Times.
«Нас никто не вынуждает к этому. Я надеюсь, это как-то поможет пострадавшим районам», — говорит Коити Накамура (Koichi Nakamura), управляющий караоке-клуба в известном районе Токио. Клиентов у него сейчас почти нет, пишет The New York Times.
Такая почти мгновенная трансформация изменила жизнь в Японии на месяцы или даже годы, пишет The New York Times. Жаркое лето будет дополнительно усиливать нагрузку на электросеть страны и грозит блэкаутами, нарушающими привычный уклад бизнеса в Японии, где принято работать допоздна и проводить совещания и переговоры лично. Сильно пострадает и огромная индустрия развлечений, в том числе суши-бары и кабаре.
Самоограничение стало для токийцев способом выражения солидарности во время кризиса, полагает Кенсуке Судзуки (Kensuke Suzuki), профессор Университета Квансей-Гакуин. Так они чувствуют, что вносят свой вклад, хотя, возможно, никто особенно не думает о том, насколько эти действия влияют на общую ситуацию.
При всей эффективности такого самоограничения (меры экономии электроэнергии позволили оператору энергосистем Tokyo Electric Power отменить некоторые плановые отключения), продолжительное снижение расходов будет негативно сказываться на состоянии экономики. В то время как правительство будет активно тратить средства на восстановление разрушенных районов в северо-восточных регионах, потребительские расходы, на которые приходится около 60% ВВП, вероятно, уменьшатся. Можно ожидать всплеска банкротств.
Ситуацию усугубляет еще то обстоятельство, что блэкауты и последствия атомного кризиса затронули Токио. Столица и соседние префектуры, где находятся офисы многих компаний, правительственных учреждений и СМИ, обеспечивают примерно треть ВВП страны.
Неудивительно, что общенациональное стремление к самопожертвованию проявляется и в политических кругах, пишет The New York Times. Многие кандидаты в местные органы власти перед намеченными на следующий месяц выборами ведут в буквальном смысле тихую кампанию и ограничивают число публичных выступлений, вместо того чтобы привычно ездить по районам в агитационных фургонах с гремящими мегафонами.
Но оппоненты, например, в японской коммунистической партии, отвергают такой подход, говоря, что из-за этого избиратели лишаются необходимой информации о кандидатах.
Политологи говорят, что в результате этого выигрывают действующие власти, например, губернатор Токио Синтаро Исихара, который занимает пост уже три срока подряд.
Культура самоограничения сильна на севере страны и в префектуре Токио, но в западных районах существует и иная точка зрения. Например, Тору Хасимото, губернатор второго крупнейшего города Японии — Осаки, говорит, что чрезмерное затягивание поясов навредит экономике. Так же как и американский президент Буш после терактов 11 сентября 2001 года, Хасимото призывает население наращивать расходы, чтобы поддержать экономику. Некоторые компании пытаются помочь пострадавшим районам, перечисляя в их пользу часть своей выручки.