Англия отказывается спасать Дерипаску
Олег Дерипаска может лишиться еще одного зарубежного актива — английского автопроизводителя LDV. Власти страны уже заявили Дерипаске, что «британские налогоплательщики не должны покрывать потери компании, если владельцы не берут на себя ответственность»
Читать на полной версииТоп-менеджеры LDV готовы выкупить акции компании у ГАЗа и попросили о краткосрочном кредите английское правительство. Ответ чиновников был кратким: «Британские налогоплательщики не должны покрывать потери компании, если владельцы не берут на себя ответственность».
Это еще одна неудачная инвестиция Олега Дерипаски. Британскую автокомпанию LDV группа ГАЗ приобрела в 2006 году за 50 млн фунтов стерлингов (примерно 90 млн долларов по курсу на то время). За два года в бизнес было инвестировано еще 25 млн фунтов и на авторынке появилась информация, что ГАЗ намерен использовать модельный ряд и технологии английского автозавода для расширения модельного ряда микроавтобусов и автофургонов. Однако из-за кризиса продажи LDV резко упали, в декабре прошлого года компания остановила конвейер. Председатель правления ГАЗа Эрик Эберхардсон в интервью BBC не стал скрывать, если компания LDV не получит финансовую помощь в ближайшее время — крах неизбежен: «Без производства мы не можем генерировать достаточный объем средств. Это действительно критическая ситуация. И мы сейчас ведем переговоры».
Ведущий аналитик Отдела корпоративного анализа аналитического управления банка «Петрокоммерц» Алексей Бизин в интервью Business FM сообщил, что английское правительство, возможно, и выделит деньги, но когда ГАЗ продаст акции LDV иностранному инвестору: «Государство сейчас не хочет спасать компании тех отраслей, перспективы которых находятся под большим вопросом. Видимо, британское правительство не хочет быть в этом пионером. Кроме того компании уже выделялся стабилизационный кредит четыре года назад в размере 24 млн фунтов, и компания до сих пор его не закрыла. Поэтому компанию если и будут спасать, то уже после перехода контроля».
Главный редактор журнала «Автомир» Антон Максимов указывают на еще одну возможную причину отказа: «У правительства Великобритании очень много и других задач по спасению экономики. Потому что там вообще с промышленностью плохо. Во-вторых, там есть такой личностный характер, потому что нынешний премьер-министр Великобритании очень хорошо знает Олега Дерипаску, находится с ним в дружеских отношениях. Возможно, специально, чтобы правительство не обвинили в том, что оно помогает русскому бизнесу, деньги эти не выделили. Это не такой ценный актив в общем-то. Вся проблема в том, что у группы ГАЗ сейчас очень тяжелое финансовое положение. И сейчас она будет избавляться от большинства своих активов».
Решение властей страны уже вызвало возмущение среди сотрудников LDV. Работы могут лишиться 900 сотрудников предприятия и более 5 тысяч сотрудников дилерских центров и компаний-поставщиков. Вот что заявил BBC рабочий LDV Патрик Дэйли: «Мы можем остаться без работы через пару недель. Но, к сожалению, они позволяют себе вкладывать в банки миллиарды и миллиарды, вот только проку никакого. А могли бы спасти рабочие места».
У топ-менеджеров автопроизводителя есть план выхода из кризиса. Они предлагают перевести завод на выпуск электромобилей. Если, конечно, найдут инвестора.
LDV не единственный актив, от которого намерен избавиться Олег Дерипаска. 24 февраля газета Financial Times Deutschland сообщила о ходе переговоров «Базового элемента» о продаже 25% акций австрийского инженерно-строительного концерна Strabag (выруска в 2008 году — 13,7 млрд евро). По словам источника издания, «переговоры идут быстрыми темпами». Напомним, ранее появлялась информации, что акции компании могут быть проданы нынешним акционерам — Raiffeisen Holding Niederosterreich-Wien, Uniga Versicherungen AG и семье главы Strabag Ханса-Петера Хазельштайнера. Дерипаска вынужден расстаться с этим активом. 27 февраля истекает срок кредита, взятого на покупку акций Strabag, денег на его возврат у БазЭла нет.
В октябре 2008 года Дерипаска вышел из капитала другой инженерно-строительной компании — Hochtief, где ему принадлежало 9,99% акций. Гендиректор БазЭла Гульжан Молдажанова тогда говорила, что холдинг не планирует продавать 25% акций Strabag, несмотря на то, что они были приобретены путем привлечения маржинального кредита и компания вынуждена компенсировать деньгами падение заложенных бумаг.
24 февраля Олег Дерипаска прокомментировал планы по спасению принадлежающей ему компании «Базовый Элемент». «К началу марта мы рассчитываем достичь соглашения с банками о моратории на амортизацию долга (stand still). Банки прекрасно понимают, что после кризиса и восстановления рынка основными производителями алюминия останутся Россия, Ближний Восток и Китай. Китай — в силу мощного внутреннего спроса, мы — за счет тех возможностей, которые были созданы. Многие банки имеют столетнюю историю и надеются еще 200 лет проработать, в том числе и с UC RUSAL. С другой стороны, есть коммерческие условия. Стоимость нашего долга меньше 4%, и понятно, что банкам хочется поднять ставку. Я не вижу здесь проблем, и мне кажется, это будет хорошим примером для всего российского рынка», — сообщил Дерипаска.
Напомним, что долг всех компаний, принадлежащих Олегу Дерипаске, по различным оценкам, составляет 25-30 млрд долларов.