Счетная палата не хочет «латать» закон о госзакупках
Глава Счетной палаты Степашин высказался за переход на федеральную контрактную систему закупок, став тем самым на сторону Минэкономразвития. За сохранение действующего ФЗ-94 выступает ФАС. Спор ведомств 24 марта разрешит Владимир Путин
Читать на полной версииСегодня глава Счетной палаты Сергей Степашин высказался за переход на федеральную контрактную систему закупок. Он заявил, что 94-й федеральный закон о госзакупках «латать больше нельзя». Этой же точки зрения придерживается Минэкономразвития, которое разработало концепцию нового законопроекта о госзакупках.
В основе этой концепции — отказ от положений 94-го федерального закона и переход на федеральную контрактную систему (ФКС). По мнению МЭР, 94-й закон исчерпал свой антикоррупционный потенциал. На западе, отмечают авторы концепции, опыт работы национальных контрактных систем уже широко используется: в США, Великобритании, ряде стран ЕС, Австралии, Сингапуре, Новой Зеландии, Саудовской Аравии и на Тайване.
При создании ФКС предлагается ввести: обоснование начальных цен и иных ключевых параметров государственных и муниципальных контрактов, контроль за эффективностью исполнения контрактов, по некоторым группам товаров требование предварительной квалификации участников размещения заказа, что позволит защитить систему от фирм-«однодневок».
Сейчас на сайте Минэкономразвития размещены проекты поправок в 94-ФЗ, в рамках которых, в частности, предусматривается, что заказчики товаров и услуг будут обязаны публиковать планы-графики размещения заказов на очередной финансовый год. При размещении заказов на поставки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств для федеральных нужд — на три года вперед. А с 2015 года – на 5-7 летний период. Все это должно обеспечить гласность и предсказуемость размещаемых заказов и, соответственно, способствовать повышению эффективности системы государственных и муниципальных закупок, говорится в пояснительной записке к документу.
В новом законопроекте устанавливается обязанность анализа заключенного контракта и сопоставления итога с целями закупок. Кроме того, законопроект направлен на персонификацию правовой ответственности госзаказчиков за результаты закупок и качество обеспечения публичных нужд. Сейчас, по 94-му закону она «размыта», считают в МЭРе. «Впервые устанавливаются права и обязанности государственного служащего, осуществляющего функции закупщика, что создает правовые предпосылки для профессионализации этой сферы», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В 94-м ФЗ для общественного контроля доступна лишь стадия размещения заказа, а не весь цикл государственных закупок. При этом за время действия этого закона (с 2006 года) кардинально увеличились объемы госзаказа, размещаемого на внеконкурсной основе. Объем закупок по цене, осуществленных без торгов, в 2006 году составлял 23%, а в 2010 году — уже 57,7%, говорится в пояснении к проекту.
В свою очередь, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает не отменять закон о госзакупках, а подкорректировать его. Как ранее заявлял глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев, ФАС планирует «оставить в нем самое лучшее, исключив существующие недостатки».
В частности, ФАС предлагает ввести ограничения по максимальной стоимости заказа, а также ограничить возможности закупки товаров премиум-класса, чтобы избежать случаев заказа золотых торшеров, автомобилей Lexus для тушения лесов и прочего. Правительству РФ предлагается ежегодно, не позднее 1 октября, принимать решение об установлении на следующий год предельных нормативов для определенных товаров, закупаемых заказчиками. «Например: невозможность осуществления закупки автомобилей Lexus, Infinity и т.п.», — говорится в пояснении к проекту ФАС. Также ведомство предлагает исключить запрос котировок (этот способ называется конкурентным, но коррупционным) и заменить его на «короткий по срокам электронный аукцион».
Кто кого
Спор между ФАС и Минэкономразвития стартовал в ноябре прошлого года, после того, как Дмитрий Медведев поручил до 1 апреля 2011 года подготовить новый законопроект о госзакупках.
В настоящее время и у того, и у другого ведомства есть свои сторонники. Так, замминистра экономического развития Алексей Лихачев, к примеру, говоря о проекте создания ФКС, заявил: «ФАС против, Минфин сомневается, все остальные поддерживают: регионы, федеральные органы, наука».
В минувшую пятницу ректор Высшей школы экономики («Вышка» разрабатывала проект Минэкономразвития) Ярослав Кузьминов и известный блогер, создатель сайта «РосПил» Алексей Навальный провели дискуссию по этому проекту.
Алексей Навальный ранее высказал мнение, что проект МЭРа приведет к возвращению «всех полномочий по единоличному принятию решений в руки чиновников» из-за введения предквалификаций для участников госзаказа и отмены широкомасштабного использования электронных торгов. «Из зала я вышел еще более убежденный в своей правоте», — написал он в своем блоге после дискуссии.
Из чего следует, что блогер не поверил своему сопернику, Ярославу Кузьминову, который в ходе поединка заявил: «Никто антикоррупционных положений 94- ФЗ отменять не собирается. Отмены конкурентных торгов, сокращения независимых производителей к доступу к госзаказу и никакого расширения свободы чиновников не будет».
«После дискуссии у нас остались разногласия, но речь уже идет о разных точках зрения на конкретные положения проекта, а не на проект в целом», — рассказывает BFM.ru первый проректор ВШЭ Лев Якобсон, также принявший участие в дискуссии. — Нам удалось убедить Алексея [Навального] в том, что речь идет не об отмене 94-ФЗ, а об инкорпорировании его лучших положений в новый проект. Но у нас остались разногласия в том, какие положения нужно оставить, а какие нуждаются в пересмотре».
Глава ФАС Игорь Артемьев отказался принять участие в дебатах.
Судьба законопроекта решится на этой неделе
24 марта спор двух ведомств может быть разрешен. Как ранее сообщала газета «Ведомости», премьер Владимир Путин планирует заслушать предложения по этим проектам на президиуме правительства.
«К сожалению, вероятность принятия законопроекта МЭР весьма высока», — сообщал ранее блогер Навальный в Живом журнале.
«За проект ФАС не высказывается никто, кроме самого ФАС», — иронизирует в интервью BFM.ru владелец торговой площадки «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. «94-й закон в существующем виде — процессуальная ловушка, его невозможно не нарушать, а нарушив его, ты автоматически оказывается в руках сотрудников ФАС. Это ведомство забрало себе функцию контроля за участниками этого рынка, чего ни в одной стране мира нет, — говорит он. — Сейчас мы наблюдаем борьбу ведомств. Я стою на стороне МЭРа и высказываюсь за создание контрактной системы. Но считаю, что в законе о создании ФКС должно остаться все лучшее, что было в 94-м законе. Пока же в проекте МЭРа сохранилось около 70% положительного из закона о госзакупках».
По мнению Якобсона, у проекта МЭРа больше шансов быть одобренным. «В принципе проекты ФАС и МЭРа нельзя сравнивать. ФАС, не имея на то распоряжения, вбросил опережающим образом готовый законопроект, а МЭР предложил концепцию, которая затем может лечь в основу нового законопроекта, — указывает Лев Якобсон. — В поправках ФАС есть немало разумного, но сам проект менее проработан. И концепция МЭР дает ответ на более широкий круг вопросов».