«Помощь» в оформлении документов обошлась посреднику в 7 лет
Замначальника Регионального управления заказчика капстроительства по Москве Сергея Емелина приговорили к лишению свободы. За 11 млн рублей он обещал коммерсантам ускорить в Минобороны прохождение документов на оплату выполненных строительных работ
Читать на полной версииМосгорсуд сегодня, 17 марта, приговорил к 7,5 годам лишения свободы замначальника Регионального управления заказчика капитального строительства по Москве, полковника запаса Сергея Емелина. Суд счел доказанной версию обвинения — за более чем 11 млн рублей чиновник обещал коммерсантам, осуществляющим строительство жилья для военнослужащих, ускорить в Минобороны прохождение документов на оплату выполненных работ. Адвокаты осужденного намерены обжаловать приговор. Они продолжают настаивать на том, что их подзащитного нельзя было судить за должностное преступление.
Приговор суда для 54-летнего Сергея Емелина стал настоящим шоком. В ходе судебного разбирательства, которое стартовало в начале февраля, он так и не признал свою вину. В последнем слове подсудимый заявил, что его действия никому «не причинили никакого ущерба», и он не должен отправляться в колонию. Однако суд решил иначе.
Уголовное дело в отношении Емелина было возбуждено летом 2010 года по заявлению генерал-майора в отставке Михаила Бековицкого, некогда возглавлявшего Управление по реализации жилищных программ Минобороны России.
Стройка, ценою в 50 млрд
Ушедший в коммерцию генерал утверждал, что Емелин вымогает деньги у руководства двух строительных фирм — «Мосстроймеханизация» и «Мортон-РСО». Эти компании возводили дома для военнослужащих в подмосковных Подольске и Балашихе в рамках реализации госконтрактов с Минобороны. Общая стоимость работ оценивалась почти в 50 млрд рублей.
Бековицкий помогал подрядчикам в оформлении необходимой документации на выполненные работы. Ведь прежде, чем попасть в Минобороны, документы на оплату должны были пройти предварительное согласование у технического заказчика.
Им и являлось Региональное управление заказчика капстроительства по Москве — филиал Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России». Емелин числился там заместителем начальника по экономике и финансам.
Огромное количество документов неизбежно вызвало бы проволочку.
По версии обвинения, Емелин за 0,5% от суммы выполненных работ обещал ускорить прохождение документации у технического заказчика. Это позволило бы подрядчикам рассчитывать на сокращение сроков оплаты.
С декабря 2009 по июнь 2010 года Бековицкий передал Емелину в общей сложности 10,5 млн рублей. Отставного полковника арестовали 22 июня прошлого года при получении последнего транша в 4,5 млн рублей. К этому времени он уже находился под контролем оперативников.
Через месяц после задержания Емелина, заявление о вымогательстве им денег написал еще один коммерсант — директор 213-го УНР (филиал ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление») Альберт Гибадулин. Его организация выполняла ремонтно-строительные работы в госпитале имени Бурденко. Гибадулин утверждал, что в его случае Емелин за свои услуги запросил 5% от контракта, рассчитывая получить около 4 млн рублей. С августа 2009 года по март 2010 года он передал ему в три приема 650 тысяч рублей.
Загадка для защиты
Гособвинение требовало для Емелина 9 лет колонии. Адвокаты настаивали на полном оправдании подсудимого. Защитники пытались убедить суд в том, что инкриминируемые Емелину действия не являются преступными. Они утверждали, что организация, в которой работал их подзащитный, не входила в структуру Минобороны, а являлась коммерческой. Поэтому судить за должностное преступление Емелина было нельзя.
«Мы представили суду документы из Минобороны и Генштаба, подтверждающие это, почему суд решил иначе, для нас большая загадка», — сказал BFM.ru адвокат подсудимого Андрей Похмелкин. Он отметил, что по закону субъектами взятки могут быть только сотрудники государственных органов и муниципальных учреждений, а Емелин таковым не являлся.
По словам адвоката, его подзащитный признавал только попытку получения 4,5 млн рублей. При этом он не знал, сколько ему принес Бековицкий. Юрист отметил, что получение еще шести с лишним миллионов рублем ничем не было доказано и обвинение было основано лишь на словах свидетелей — Бековицкого и Гибадулина. Они, по мнению Похмелкина, просто оговорили его клиента. «Скорее всего, Гибадулину заказчики выделили деньги на «налаживание связей», он их потратил, ему надо было как-то за них отчитаться», — предположил защитник. Второй эпизод дела он считает «искусственно пристегнутым», объясняя его появление в деле тем, что следователям надо было чем-то обосновать содержание Емелина под стражей.
Однако суд посчитал, что Емелин все же получил 6,6 млн рублей, и постановил взыскать их в доход государства как необоснованное обогащение. Действия подсудимого суд квалифицировал как покушение на получение взятки (статьи 30 и 290 УК), так как полковник получил не все деньги, на которые рассчитывал.
Между тем, защитники заявили, что намерены добиваться отмены приговора в Верховном суде и настаивать на полной реабилитации своего клиента.