Первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил на Гайдаровской конференции, организованной Академией народного хозяйства. В своем докладе он говорил о новой версии стратегической программы, известной как 2020. По его словам, программа должны объединить представителей разных взглядов, но сам он считает глубокую реформу государственных институтов ключом к модернизации, как говорил и Алексей Кудрин на форуме в Красноярске. Игорь Шувалов ответил на несколько вопросов BusinessFM.

BusinessFM: Вы вернулись из Минска, где существенные решения были приняты по интеграции в рамках единого экономического пространства. В то же время у нас существенный рывок по вступлению в ВТО. Есть здесь определенные сложные моменты и противоречащие друг другу?

Шувалов: Нет никаких противоречий. Мы договорились, что все три государства, входящие в Таможенный союз, и затем в Единое экономическое пространство, должны быть членами ВТО. Поэтому это планы друг друга дополняющие, а не исключающие. Вчера мы договорились о тех документах, которые нам позволят еще более ускориться. По вступлению России в ВТО у нас остался как раз вопрос, как будут сосуществовать нормы Таможенного Союза и наше членство в ВТО. Принципиально мы договорились с нашими партнерами из Казахстана и Белоруссии, какой документ мы по этому поводу принимаем. Это будет международный договор, который будет ратифицирован. И этот договор будет содержать положение о том, что при несогласовании позиций или при тех документах, которые принимаются в рамках ТС. Если нормы договоров ТС, либо ЕЭПа противоречат нормам ВТО, то действуют нормы ВТО.

BusinessFM: Что касается переговоров с Грузией, возможности вступления в ВТО без согласия этого государства. Есть ли какие-то договоренности на этот счет с ключевыми членами ВТО?

Шувалов: Мы провели на прошлой неделе переговоры с США. Вы знаете, что у нас прямых дипломатических отношений с Грузией нет. У нас, действительно, не закрыт вопрос с Грузией, поскольку они публично через СМИ говорят о том, что у них есть некоторые торговые претензии к РФ. Мы эти вопросы изучали, мы не нашли никаких торговых претензий со стороны Грузии в адрес РФ. Их претензии носят характер, несовместимый с обсуждением нашего членства во ВТО. Поэтому мы настаиваем на том, что если это вопросы торгового характера, мы готовы при посредничестве или каким-то другим способом эти вопросы разрешать. Другие вопросы не должны быть увязаны со вступлением России в ВТО.

BusinessFM: Окончательно ли решены вопросы с урегулированием с/х сектора, с объемом субсидий сельскохозяйственных или это все еще будет корректироваться в дальнейшем?

Шувалов: Министр Скрынник сейчас проводит переговоры, она посетила Австралию, где с одним из ключевых игроков Кернской группы ведутся переговоры по уровню с/х субсидий и того, как с/х продукция этих государств будет попадать на рынок РФ, на рынок Таможенного союза. Это переговоры, которые мы сейчас проводим. И Скрынник и Медведков, наш главный переговорщик в настоящий момент. Есть возможность в ближайшие недели завершить.

BusinessFM: Что касается инвестиционного климата, вступление в ВТО будет играть значительную роль в той ситуации с притоком-оттоком капитала, о котором вы говорили?

Шувалов: Моя уверенность, что нам надо вступить в ВТО. Поскольку это является завершением оформления институтов нашей международной торговой системы. Поскольку мы часто говорим и многие государства — наши партнеры подтверждают, что Россия — часть глобальной экономической системы, что Россия это экономика рыночная. Но тем не менее институт того, что это рыночная экономика и что у нас современные торговые отношения с другими странами, должен это дело все оформить. Это институциональное оформление и есть членство России в ВТО. По сути мало что повлияет на изменение ситуации в целом. Это является фактором, который для инвесторов очень важен. Но те инвесторы, которые инвестируют или будут инвестировать в Россию, будут смотреть, является ли Россия членом ВТО или нет. А те кто инвестируют понимают, как функционирует вся экономическая система и понимают, что все, что здесь происходит, это полностью подстроено под принципы ВТО.

BusinessFM: На эту тему много иностранная пресса писала, освящая встречу Байдена в «Сколково» с нашими предпринимателями. Какова главная проблема России как экономики в привлечении иностранного капитала?

Шувалов: Когда Байден общался и с нашими и американскими предпринимателями, он даже был удивлен, что никто из них не мог назвать серьезных препятствий у тому, чтобы развивать бизнес. Но проблема в том, что это были предприниматели, которые работают в России. Они все подтверждают, что ситуация меняются к лучшему. Но серьезные дискуссии были по этому вопросу в Давосе. И все, кто в этих дискуссиях участвовали подтвердили, что за последние годы много что изменилось. Проблема в том, что имидж России, то, что связано с публичным проявлением реально происходящего в России, он отстает от ситуации, которая в России складывается на самом деле. Хотя Байден чуть позже сказал, что никаким имиджем эти вопросы не решить. Тем не менее я настаиваю на том, что реальная ситуация пусть не идеальная, которая в России существует, тот имидж, это два разных понятия. Та Россия, которую описывают в зарубежных СМИ, это не то, что мы с вами имеем внутри страны и то, с чем сталкиваются наши инвесторы. Но тем не менее проблема существует. Эта проблема правовой защиты, судебной защиты. Эти все проблемы существуют, о них постоянно говорит президент и председатель правительства. Это институт, который нужно с течением времени отстраивать. Они пока не совершенны.

С Игорем Шуваловым побеседовал Илья Копелевич