НАТО задумало подкачать кибермускулы
В Брюсселе министры обороны стран блока НАТО обсудили вопросы кибербезопасности и одобрили концепцию киберобороны Североатлантического альянса
Читать на полной версииВ Брюсселе министры обороны стран блока НАТО обсудили вопросы кибербезопасности и одобрили концепцию киберобороны Североатлантического альянса.
Подробная информация о концепции пока не раскрывается, но при этом отмечается, что в документе оговаривается возможность сотрудничества НАТО со странами-партнерами альянса и международными организациями в противодействии киберугрозам, а также необходимость учета угроз при проведении альянсом военного планирования.
Стоит отметить, что в нашей стране военными аспектами кибербезопасности власти озаботились, по крайней мере, официально, только в прошлом году. Напомним, на октябрьском заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) России директор ФСБ Александр Бортников заявил, что комитет должен разработать комплекс мер по защите критически важных объектов, в том числе объектов государственной власти, от угроз кибертерроризма. По его словам, НАК должен, в частности, выработать меры по предупреждению и пресечению незаконного вмешательства в деятельность информационных и телекоммуникационных сетей.
Сегодня тема кибервойн и киберобороны стала актуальной во многих странах. Некоторые из них пошли даже на создание соответствующих подразделений. Одной из первых официально это сделали США, в которых в середине сентября прошлого года была завершена работа по структурному оформлению специального киберподразделения Пентагона.
При этом не исключено, что оно начало действовать намного раньше. Многие эксперты безопасности связывают с этим подразделением или его предшественником, правда, с большой осторожностью, наделавший много шума в середине прошлого года вирус Stuxnet. По мнению экспертов, он был разработан не обычными киберпреступниками, а, скорее всего, силовыми структурами какой-либо страны или подконтрольными им организациями. Сроки его создания оцениваются в 3-6 месяцев. При этом антивирусными компаниями были обнаружены ранние версии Stuxnet, которые датируются весной 2009 года.
Наиболее свежий пример налаживания киберобороны — Австралия, правительство которой только на днях объявило о создании государственного подразделения, отвечающего за национальную кибербезопасность. В задачи нового подразделения войдет защита правительственных и военных сетей, а также IT-ресурсов — открытых и закрытых — от хакерских атак.
Если вернуться к НАТО, то и там все планируется делать не на пустом месте. В 2002 году в альянсе были начаты работы по созданию Координационного центра НАТО по реагированию на компьютерные инциденты (NCIRC). Этот центр расположен в Европейском стратегическом военном штабе НАТО в Касто под Монсом, на юге Бельгии. А в 2007–2008 годах был создан специальный международный исследовательский и координационный центр — Центр передового опыта в области киберобороны, который расположен под Таллинном.
Пока сложно сказать, предусматривает ли новая концепция киберобороны НАТО (утвердить окончательный вариант этого документа министры обороны стран альянса планируют на своем следующем совещании в июне текущего года) только кибероборону. Вполне возможно, что спектр действий в киберпространстве окажется несколько шире.
Здесь вновь уместно вспомнить про киберподразделение Пентагона. Дело в том, что как раз после его создания, как отмечает российский Центр стратегических оценок и прогнозов, начались волнения в арабских странах, в которых значительную роль сыграли информационные технологии. А госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила в университете Джорджа Вашингтона, что США намерены продолжать диалог с людьми всего мира. «Это позволит нам общаться в реальном времени с людьми в любом месте, в котором правительство не блокирует связь», — отметила Клинтон. К тому же в середине февраля произошел запуск американских микроблогов в Twitter на арабском и фарси, адресованных напрямую жителям Ближнего Востока.
Впрочем, ни прямых, ни косвенных доказательств виртуального участия США в арабских революциях нет. Нет их и в отношении Китая, где в конце февраля, по данным Центра стратегических оценок и прогнозов, через Интернет было распространено приглашение для сбора в 13 местах протестующих с призывами к проведению в стране своей собственной «жасминовой революции». Протестующие собрались воскресным днем в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и других городах. Правда, их оказалось немного. При этом возле одного из мест сбора — ресторана «Макдоналдс» в пекинском торговом районе Ванфуцзин — был замечен посол США Джон Хартсман. Естественно, в посольстве отметили, что Хартсман и его семья направлялись на площадь Тяньаньмэнь и прошли через Ванфуцзин совершенно случайно.