Тяжело приходится, когда у тебя всего один миллион долларов.

Тяжело на сердце, когда давно известно, что на миллион уже не выжить. Можно, конечно, предаться праздности, домик где-нибудь в Европе прикупить, хотя какой там домик на миллион, стыдно даже.

Олег Тиньков, если не ошибаюсь, говорил, вроде, про Полонского: кто миллион быстро заработал, тот его быстро и потеряет.

Помним, что рантье, это не тот, кто деньги тратит направо и налево, а тот, кто их грамотно вложил, а на проценты живет в свое удовольствие. Но не будем нагнетать — если у нас всего миллион, значит надо его удвоить хотя бы. Тут или пан, или пропал. Итак, бюджет у рантье на эту неделю: всего один миллион долларов; стратегия — наивысший риск, наивысшая доходность. Наш рантье — еще молодой человек, склонный к азарту, миллиона ему мало, разумеется.

Для разминки можем сыграть на больной теме, падении доллара. Руководитель блока «Розничный бизнес» компании «Альфа-Капитал» Олег Кессо предложил нам план:

Есть наша нефть, которая выросла за последнее время, и растущая нефть толкает рубль вверх. Долговой рынок является очень крепким. И хорошая идея, например: занять сейчас в долларах и вложиться в рубли. Работает так, что вы можете занять в долларах под 3% годовых и разместить этот заем уже в российские облигации под ставку 8–9–10%. Соответственно, имея заем в 3% и размещаясь под 8%, вы зарабатываете на этой разнице. Плюсы в том, что если рубль будет укрепляться, у вас будет дополнительный выигрыш, потому что вам возвращать придется меньше при тех же рублях. Риски заключаются в том, что вы добавляете в свой портфель риск изменения курса валют. Если рубль прекратит укрепляться, для вас это удорожание займа. На ближайшие несколько месяцев эта идея здравая... Лучше всего это делать через договор управления, когда для вас управляющий организует всю эту инфраструктуру.

Размер инвестиции: 200 тысяч долларов, с плечом — один миллион. Возможная доходность: около 30%.

Делаем больше, завтра молодой рантье будет действовать жестоко, но расчетливо, как пират, практически следуя принципу: покупай там, где льется кровь! Приобретем значительно упавшую в цене виллу на Египетском побережье и посмотрим на дешевеющие бумаги несчастных арабских компаний.

На этой неделе у нас всего миллион. День второй

У нашего рантье совсем небольшой бюджет по нынешним временам – всего лишь миллион долларов. Напомню, наш герой — эгоистичный молодой человек, склонный к риску, поэтому задачу он поставил такую: максимально эту сумму увеличить. Наивысший риск — наивысшая доходность. Барон Ротшильд как-то сказал: «Когда на улицах льется кровь, покупай недвижимость». Этому прямо-таки пиратскому принципу мы и предлагаем последовать рантье и обратить внимание на Египет. Можно взять виллу в Хургаде или пару двухкомнатных квартир уже с полной обстановкой и отделкой в хорошо охраняемых туристических зонах, а потом их сдавать. Там до кризиса был очень бурный рост, много покупок совершали англичане и французы, рассуждает руководитель блока «Розничный бизнес» компании «Альфа-Капитал» Олег Кессо. Сам он, кстати, владеет там домиком.

— В Египте интересная ситуация. Там недвижимость можно покупать в районе Хургады. Собственно говоря, есть разные интересные варианты: есть квартиры, есть так называемые виллы. Наверное, самым интересным являются виллы — это отдельно стоящий домик, как правило, на территории отеля либо коттеджного поселка у моря. Сейчас ситуация крайне неспокойная — это с одной стороны. С другой стороны, рано или поздно эта неспокойная ситуация заканчивается и, скорее всего, эта неспокойная ситуация закончится и не будут отменены базовые принципы прав на собственность и тому подобные вещи. Поэтому в период неспокойности — самое лучшее время для покупок, если, есть, конечно, вера и крепкие нервы, чтобы пережидать этот период неспокойности.

Размер инвестиции: до 100 тысяч долларов, годовой рентный доход 7–8% плюс отскок цен на недвижимость в будущем.

Делаем больше, В Египте нет налога на прирост капитала, соответственно, если наша инвестиция через какое-то время вырастает, мы можем получить деньги, ничего не заплатив в виде налогов. Имеет смысл взять какой-то домик в рассрочку на 2–3 года.

Есть вариант еще более рискованный, посмотреть на те арабские компании, которые сильно упали в последние месяцы. Здесь следует искать те сектора, которые пострадали необъективно исключительно из-за политических факторов. Но Каирская биржа все равно пока закрыта, и соваться туда мы не будем. Поищем другие кризисные ситуации.

На этой неделе у нас всего миллион. День третий

Давно известно — «на голодный желудок в магазин не ходи». Звонит мне рантье из супермаркета, кричит: «Ты когда в последний раз еду покупал? Знаешь, сколько рикотта стоит? А помидоры? А баранина новозеландская?»

Ну, думаю, с девушкой, что ли, проблемы у нашего героя, давно в магазине не был. Продовольственный кризис, говорю, не подходе, а ты как думал! Давай купим фьючерсов на сельхоз продукцию? Руководитель блока «Розничный бизнес» компании Альфа-Капитал» Олег Кессо, как всегда, предлагает нам инвестировать за чужой счет и заходить с плечом.

— Все зависит от того, на сколько мы покупаем сельхозкультуры впрямую или через производные инструменты. Чем больше риск — тем больше доходность. Наверное, если хотим взять на большой риск товары, относящиеся к сельхозгруппе, надо идти через производные инструменты, покупать фьючерсы опционы на эти товары. Пока широкий спектр: зерно, хлопок, все, что так или иначе торгуется, имеет отношение к сельхозтематике. Прошлый год был для сельхозтоваров временем стремительного роста, но не будем закладываться на продолжение такой динамики. Сейчас цены уже достаточно высоки, хотя инфляционные ожидания будут толкать их дальше. Поэтому вопрос, скорее, какой уровень риска мы заложим, с каким плечом, условно говоря, будем покупать. Давайте попробуем один к трем поработать, по крайне мере, это нас не сильно заденет, если мы будем падать. Но если заденет, то будет не так болезненно, как один к десяти. Давайте попробуем на сто тысяч вложиться, соответственно, у нас получается уровень участия в районе 300 тысяч долларов из нашего миллиона.

Размер инвестиции: 100 тысяч долларов, с плечом – 300 тысяч, возможная доходность порядка 40%.

Конечно, мы не будем лишать нашего рантье маленьких радостей. Наш герой давно хотел купить BMW Х6 — девушек катать. Пришлось объяснить, что это пошло и неэкологично. Делаем больше, мы тут же подбираем ему гнедого жеребца по кличке Рейдер — 10 тысяч долларов, около 500 долларов в месяц на содержание в конюшне. Для полноты образа закажем шпагу и запишем нашего рантье на курсы фехтования.

Итак, мы уже сдаем в аренду две квартиры в Хургаде и являемся обладателями пакета рублевых облигаций, купленных на долларовый кредит.

На этой неделе у нас всего миллион. День четвертый

Наш рантье уже неплохо держится в седле. Помните, мы же ему лошадь купили вместо BMW Х6 — гнедого жеребца по кличке Рейдер. Всего 10 тысяч долларов, а сколько удовольствия! Так вот, молодой человек вчера весь день ездил выбирать модное седло и сапоги, нанял инструктора по фехтованию. С лошадью мы попали в точку — что может лучше характеризовать молодого рискового начинающего миллионера?!

На этой неделе бюджет рантье всего один миллион долларов, стыдно конечно, но и с этим можно работать. Мы уже инвестировали в рублевые облигации, предварительно выгодно заняв в долларах США, по дешевке оторвали две квартирки в Хургаде и купили сельхозфьючерсов.

Вот, что действительно подходит под разряд рисковых инвестиций, так это венчурные проекты. В данный момент мы говорим о самом первом этапе, выделении денег на создание более или менее интересного продукта, который потом можно загнать большим дядям или крупным фондам. Практика показывает, что риск того, что на ваши деньги что-то сделают, а потом продадут без вас, очень велик. Поэтому руководитель блока «Розничный бизнес» компании «Альфа-Капитал» Олег Кессо называет венчурные инвестиции дружескими.

— Не очень просто в России заниматься венчуром. И, наверное, здесь нужно говорить про венчурные инвестиции для друзей. Вот это, скорее всего, самая реальная ситуация и самая понятная, когда кто-то из ваших друзей-знакомых решил заняться каким-то таким проектом. Допустим, писать какие-нибудь программы для модных айфонов, айпедов, мобильных телефонов под андроидом и т. д. Соответственно, приходит к вам с просьбой «давай вместе сделаем какой-нибудь интересный проект, получится — будет здорово, не получится — значит, не получится». Я думаю, что вы как хороший друг можете выделить ему какую-то сумму из своего бюджета в расчете на то, что он действительно талантливый программист и действительно может сделать хорошую компанию с хорошим продуктом и ее потом достойно продать на рынке.

Размер инвестиции — 100 тысяч долларов, возможную доходность спрогнозировать невозможно.

Делаем больше, завтра мы посмотрим, можно ли с нашими скромными средствами присоединиться к заработку на Олимпийской стройке и подготовке чемпионата мира по футболу.

На этой неделе у нас всего миллион. День пятый

Пришло время отчитываться перед рантье за наши траты в течение всей недели. У нашего героя были совсем небольшие накопления — всего один миллион долларов, и рантье, будучи человеком молодым и азартным, выбрал наиболее рискованную стратегию с тем, чтобы свой миллион максимально увеличить.

Рантье, как и многие люди в московской бизнес-тусовке, слышал, что практически все так или иначе пытались начать работать с Олимпийскими проектами или заниматься предстоящей подготовкой к проведению ЧМ по футболу, ходили на встречи, искали нужных людей. Делаем больше, руководитель блока «Розничный бизнес» компании «Альфа-Капитал» Олег Кессо предложил рантье более изящный и безопасный способ влиться в спортивное движение: посмотреть на бумаги компаний второго эшелона, так или иначе связанных с этими направлениями.

— Сейчас с точки зрения рынка, с точки зрения потенциала мы видим, наступает время инвестиции во втором эшелоне. Точечно выбирать интересные компании, которые могут претендовать на лидерство. Денег сейчас становится много. Все начинает активизироваться, строительство потихонечку восстанавливается. Те компании, которые плохо себя чувствовали, сейчас начинают все лучше и лучше. Сейчас много таких инфраструктурных вещей, которые приходят, поэтому — это не только строительство. Все, что связано с восстановлением экономики, — раз, во-вторых, с масштабными строительными проектами. Это как раз сегмент компаний второго эшелона. Вот, допустим, это ЧМ по футболу. Соответственно, это строительство всей инфраструктуры — стадионы, транспорт, дороги. Второй эшелон должен расти опережающим темпом. Мы сейчас увидим рост в первом эшелоне, вслед за ним все начинает подтягиваться.

Размер инвестиции: 100 тысяч долларов, предполагаемая доходность 30-40%.

Итак, подведем итог всем нашим покупкам:

Во-первых, мы купили прекрасного коня, гнедого жеребца по кличке Рейдер за 10 тысяч долларов, доходность нулевая, но +1 к сексуальности нашего героя.

Вложились в рублевые облигации с плечом на миллион, предварительно взяв кредит в падающих долларах. Это минимум процентов 30 нам даст.

Сдаем две меблированные квартирки в Хургаде, да еще заработаем, когда в Египте все успокоится и цены пойдут вверх.

До 40% нам даст рост цен на продукты, ведь у нас в портфеле сельхозфьючерсы на 300 тысяч, тоже, кстати, с плечом заходили.

Плюс к этому, может выстрелить венчурный стартап, и сегодня зашли в акции.

Еще 200 тысяч рантье просил оставить ему на карманные расходы.

Таким образом, за год миллион не удвоим, но 500 тысяч к нему вполне прибавим. Наивысший риск — наивысшая доходность.