Экономика США опять может упасть
Экономические новости в последнее время становятся более благоприятными. Мы пока еще недалеко ушли от дна пропасти, но поднимаемся наверх. Плохо, что республиканцы хотят столкнуть нас обратно вниз, пишет нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман
Читать на полной версииЭкономические новости в последнее время становятся более благоприятными. Число новых заявок на пособие по безработице снизилось, исследования корпоративной и потребительской активности свидетельствуют об устойчивом подъеме. Мы пока еще недалеко ушли от дна глубокой пропасти, но, по крайней мере, поднимаемся наверх. И плохо то, что очень многие, в основном республиканцы, хотят столкнуть нас обратно вниз, пишет в своей авторской колонке в The New York Times нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман (Paul Krugman).
Прежде чем об этом говорить, давайте обсудим, почему восстановления экономики пришлось ждать так долго. Некоторые экономисты ожидали резкого подъема после окончания острой фазы финансового кризиса, продлившейся примерно с сентября 2008 года по март 2009 года. Но этому не суждено было случиться.
Бушевская «Экономика пузыря» лопнула, оставив американцев с большими долгами. Потребителям пришлось сокращать расходы. Им требовалось время, чтобы стабилизировать свои финансы. Инвестиции предприятий тоже пошли на спад. Зачем наращивать мощности, если потребительский спрос низкий и не используются даже имеющиеся ресурсы предприятий и офисов?
Единственным способом предотвратить затяжной спад было бы восполнение потерь государственными расходами. Но этого не произошло: рост совокупных госрасходов фактически замедлился после того, как началась рецессия, в то время как маломощная федеральная программа стимулирования перекрывалась сокращениями на уровне штатов и местных администраций.
В итоге — годы высокой безработицы и вялого роста. Несмотря на трудности, американские семьи постепенно выправляют свое финансовое состояние. В последние несколько месяцев есть признаки складывающегося позитивного цикла. Налаживая свои финансовые обстоятельства, американские семьи наращивают расходы; с ростом потребительского спроса компании больше готовы инвестировать; все это ведет к подъему экономики, благодаря которому опять же улучшается финансовая ситуация в американских семьях.
Но это хрупкий процесс, в особенности ввиду роста цен на нефть и продовольствие. Подорожание мало зависит от политики американских властей, оно обусловлено, с одной стороны, увеличением спроса в Китае и на других развивающихся рынках, а с другой — сокращением предложения из-за политических кризисов и погодных аномалий. Но это удар по покупательной способности в один из самых сложных периодов. И ситуация еще более осложнится, если ФРС и другие центробанки примут ошибочное решение в ответ на повышение общей инфляции поднять процентные ставки.
Очевидная и реальная угроза экономическому подъему, между тем, исходит из политической сферы — конкретно, это требования республиканцев в палате представителей, чтобы правительство немедленно сократило расходы на программы детского питания, борьбы с заболеваниями и прочее. Помимо долгосрочных негативных последствий, такие сокращения прямо и косвенно ведут к потере тысяч рабочих мест, а это может «закоротить» позитивный цикл роста доходов и стабилизации финансов.
Разумеется, республиканцы верят — или, по крайней мере, делают вид, что верят, — в то, что прямые разрушительные эффекты их инициатив для занятости более чем компенсирует рост делового доверия. Как я люблю говорить, они считают, что «фея доверия» все исправит.
Но у всех остальных нет причин разделять эту точку зрения. Во-первых, трудно понять, как может укрепить доверие такой очевидно безответственный план, с каких пор сокращение финансирования налоговой службы помогает сократить дефицит?
Помимо этого, пример других стран приводит массу свидетельств о перспективах «экономии ради подъема», и все эти свидетельства негативные. В октябре прошлого года в подробном исследовании МВФ было сделано такое заключение: «Идея, что бюджетная экономия стимулирует экономическую активность в краткосрочном периоде, находит мало подтверждений в фактических данных».
Вы помните щедрые хвалы в адрес британского правительства консерваторов, которое, придя к власти в мае прошлого года, объявило курс жесткой экономии? И как обстоят дела? Когда было объявлено о новой инициативе, деловое доверие на самом деле не выросло, оно упало и пока еще не восстановилось. И последние исследования указывают на дальнейшее его снижение и в корпоративном, и в потребительском секторе, а это, как было сказано в одном из отчетов, свидетельствует, что «частный сектор не готов закрыть брешь, возникшую в результате сокращения госрасходов».
Что нас вновь возвращает к бюджетным спорам. В следующие несколько недель республиканцы в палате представителей будут пытаться шантажировать администрацию Обамы перспективой приостановки работы правительства, добиваясь утверждения предлагаемых ими сокращений расходов. Они станут утверждать, что эти сокращения во благо Америке — как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Но на самом деле все с точностью наоборот: республиканцы придумали сокращения, которые работают сразу на два фронта — подрывая перспективы США и грозя заглушить начинающееся восстановление экономики.