В Москве 4 марта проходит шестой съезд Торгово-промышленной палаты. На повестке дня не только отчет о работе и планы до 2015 года, главная интрига которого касалась кандидатуры преемника Евгения Примакова, который объявил о своем уходе с поста главы ТПП 21 февраля.

Евгений Примаков, которому в октябре 2010 года исполнился 81 год, — политический тяжеловес, был директором Службы внешней разведки (1991-1996), главой МИДа (с января 1996 по сентябрь 1998 года), премьер-министром РФ (с сентября 1998 по май 1999 года). На посту премьера Примаков больше всего запомнился разворотом над Атлантикой и несостоявшимся визитом в США в марте 1999 года из-за того, что НАТО начала бомбардировку Югославии. Возглавлял ТПП с декабря 2001 года.

«Что касается меня, я ухожу с корабля, но не утону», — сказал он, добавив, что продолжит «активно работать в «Центре ситуационного анализа при Российской академии наук».

Уходя, он назвал преемника — вице-президента палаты Сергея Катырина. Характеризуя Катырина, Примаков отметил, что «работает с ним уже 10 лет и хорошо знает его достоинства». Он считает, что «Катырин — как раз тот человек, который не только будет продолжать линию ТПП России, но и поведет эту организацию к новым горизонтам, так как жизнь требует новых постановок вопросов ее деятельности».

Сергей Катырин родился 2 октября 1954 года в Москве. Окончил Московский автомобильно-дорожный институт, Школу международного бизнеса МГИМО. В 1979-1983 гг. — заместитель секретаря, секретарь комитета ВЛКСМ МАДИ, в 1983-1990 гг. — на различных постах в московском горкоме ВЛКСМ, в 1990-1991 гг. — гендиректор молодежного объединения «Московский студенческий отряд». В ТПП пришел в 1991 году. С 1992 года — вице-президент, член правления палаты. Является председателем совета директоров «Экспоцентра».

Надо сказать, что после заседания правления ТПП 2 марта Евгений Примаков был не столь категоричен и сообщил журналистам, что «в список кандидатов на пост президента ТПП включены еще несколько фамилий, и полный список будет объявлен в пятницу в ходе съезда».

Кроме Сергея Катырина, СМИ со ссылкой на информированные источники в Белом доме и Кремле, называли первого вице-премьера Виктора Зубкова, министра промышленности и торговли Виктора Христенко, полпреда президента в Приволжском федеральном округе Григория Рапоту, главу ФСР Михаила Фрадкова, причем на место последнего прочили главу президентской администрации Сергея Нарышкина.

Газета «Ведомости» еще в декабре прошлого года сообщала со ссылкой на свои источники, что Примакова на посту президента ТПП может сменить Фрадков. Примаков по этому поводу сказал: «Не думаю». Хотя, по некоторым данным, кандидатура Фрадкова устраивает Кремль. Эксперты также не исключали, что на это кресло могут претендовать лидеры РСПП Александр Шохин и «Деловой России» Борис Титов.

«Коррупционная составляющая» всплыла перед выборами

Как только Примаков назвал Катырина главным претендентом на должность главы ТПП, разразился скандал. Бывший глава Валютно-финансового департамента ТПП Валерий Бородин рассказал о теневом бизнесе Палаты на пресс-конферении, которая состоялась 24 февраля в помещении информагентства «INFOX».

«Начиная с конца 2006 года, после V съезда Палаты, я стал видеть, что некоторые руководители ТПП незаконно выводят активы. Я обращался по этому поводу и к вице-президенту палаты Сергею Катырину, которого знаю более двадцати лет, устно и письменно обращался к Евгению Максимовичу Примакову, президенту ТПП. Последнее мое письменное обращение было датировано десятым сентября 2008 года, — заявил Бородин/ — В нем я предложил собрать закрытое заседание правления Палаты, высшего, после съезда, руководящего органа ТПП, и рассмотреть все случаи проявления так называемой «коррупционной составляющей». Но сделанное мной еще в 2008 году предложение разобраться в действиях некоторых руководителей ТПП спровоцировало странную реакцию. Вместо того, чтобы собрать правление, руководители ТПП учредили комиссию, в состав которой вошли все те, кто, собственно, и выводил активы».

Валерий Бородин рассказал, что на первом заседании этой комиссии выступил Сергей Катырин, который обвинил его в «нагнетании обстановки». Позже ему позвонил Примаков и предложил уйти по собственному желанию. Бородин отказался, и был уволен с 13 января 2009 года.

С мая 2010 года по 27 января 2011 года длились судебные процессы по искам вице-президента ТПП Сергея Катырина и лично Евгения Примакова о защите чести и достоинства руководства Палаты, в которых Бородин был ответчиком. «Оба дела я выиграл», — рассказал он и высказал опасение, что на съезде ТПП «на пост президента, в результате сговора, может придти Катырин».

«Насколько мне известно, Сергей Катырин готовит к съезду обширную программу, целиком состоящую из лозунгов «углубить», «расширить», «содействовать», а нужен короткий действенный план, с конкретными исполнителями, адресами зарубежных отделений и цифрами: сколько предполагается привлечь инвестиций, из каких стран, и кто будет нести за это ответственность. Формирование гражданского общества – вторая, не менее важная задача ТПП. Палата могла бы объединить правоведов, экономических экспертов, социологов, которые сегодня ютятся в тесных офисах и квартирах. Предприниматели ищут в ТПП защиту от чиновничьего произвола. А Палата ничего не делает. Нельзя допустить, чтобы у руля Палаты остался Сергей Катырин, который сегодня пытается создать «под себя» должности, на которых можно было бы прикрыть коррупционные составляющие», — заявил на пресс-конференции Валерий Бородин.

Он утверждает, что в 2008 году председатель совета директоров «Экспоцентра» Сергей Катырин заключил договор о покупке у семейной компании «Максима» пяти выставок за 497 млн рублей. Тем временем независимые эксперты оценили экспозиции дешевле на 250–300 млн рублей. «Цена, образно говоря, была взята с «потолка», из расчёта будущей прибыли. Сомнения оценщиков подтвердили финансовые итоги двух последующих лет», — рассказал Бородин. Зато откаты, по его словам, в этой сделке составили около 250 млн рублей.

Только четыре выявленных эпизода казнокрадства обошлись бюджету организации в 3 млрд рублей, утверждает Бородин.

По его данным, в свое время государство передало ТПП объединение «Совинцентр», «Экспоцентр», «Союзпатент», «Союзэкспертиза», «Внешторгреклама», «Внешэкономсервис», «Союзрегион», собственный производственный комбинат и автобазу. Сегодня капитализация этих предприятий составляет более 1 млрд долларов. Годовая прибыль от использования этих активов составляет около 150 млн долларов. У ТПП имеется 19 зарубежных представительств в ведущих странах мира, на содержание которых она тратит миллионы. Годовой бюджет Палаты — около 750 млн рублей.

Эксперты неохотно комментируют сегодняшние выборы в ТПП. Некоторые из них говорят, что выборы Фрадкова на эту должность были бы удобны «только одной части тандема». А Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, в беседе с BFM.ru предположил, что Кремль потерял интерес к ТПП. «Судя по всему, Кремль решил уступить Примакову по части выбора кандидатуры на пост главы ТПП, и это означает для ТПП «спящий режим». По факту, избран самый скучный вариант. В ближайшее время не будет никаких реформ в этой структуре, не будет новых, креативных идей. Выбор Катырина говорит о том, что Аппарат президента не преуспел в том, чтобы сделать ТПП нормально функционирующим. Сейчас ТПП превратилась в структуру по организации выставок и конференций, а свою прямую задачу – работу по привлечению инвестиций, выполняет крайне неэффективно. Впрочем, то, что Кремль не выдвинул яркую кандидатуру на руководящий пост в ТПП говорит еще и том, что власти все же уважают Примакова, как личность, однако к самой структуре потеряли интерес», — считает политолог.