Минфин и ЦБ разработали банковскую стратегию
Минфин опубликовал проект стратегии развития банковского сектора до 2015 года. Банкиры говорят, что задачи выполнимы, но многое зависит от экономической политики государства
Читать на полной версииВ результате реализации стратегии развития российская банковская система по всем основным аспектам — организация деятельности, качество управления банками, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина, регулирование и банковский надзор — должна соответствовать международным стандартам. Такую задачу поставили перед банкирами Министерство финансов и Центробанк.
К 2015 году банковский сектор РФ должен показать следующие результаты: соотношение активов к ВВП должно быть более 90% (на 1 января 2011 года это — 74,5%), соотношение капитала банковской системы к ВВП — 14-15% (на сегодня лишь 10,4%), а кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам должны вырасти до 60% вместо сегодняшних 40%.
Правительство и Банк России исходят из того, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития банковского сектора, а именно характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций.
Начальник управления информационной и аналитической поддержки Бинбанка Михаил Гонопольский говорит, что заявленные в проекте стратегии развития банковского сектора относительные количественные характеристики банковской системы вполне достижимы. Они соответствуют динамике банковского сектора в 2010-2011 годах. «Относительная доля активов к ВВП вполне может расти темпами 3-4% ежегодно, динамика показателей капитала к ВВП и объема кредитов к ВВП может быть в районе прироста около 1% и 3-4% ежегодно. Подобные характеристики развития будут наблюдаться в текущем 2011 году», — отмечает Гонопольский.
Заместитель председателя правления Меткомбанка Юрий Никишев отмечает: вопрос в том, каким способом будут достигнуты запланированные показатели. «Если в ближайшие годы сохранятся текущие темпы накачки финансовым и административным ресурсом государственного сектора банковской системы России, то данные показатели будут легко перевыполнены. Однако будет ли эффективной фактически национализированная банковская система?», — задается вопросом Юрий Никишев.
По его словам, если темпы роста государственного сектора банковской системы замедлятся, намеченные цели могут быть и не достигнуты. Ведь темпы роста объема кредитования будут определяться главным образом уровнем рисков экономики страны, а не правительственными заданиями по увеличению объемов кредитов промышленности, сельскому хозяйству или малому бизнесу.
А начальник отдела маркетинга банка «Интеркоммерц» Олег Шемяков считает, что данные показатели взаимозависимы, и говорить о них можно только в комплексе. «Прогнозы весьма оптимистичны, но вряд ли достижимы. Если смотреть на активы, 90% соотношения активов и ВВП фактически означает, что весь внутренний создающийся продукт обслуживается у нас в стране. Однако данная тенденция идет вразрез с глобальной стратегической целью — улучшением инвестиционного климата и стимулирования притока иностранных инвестиций в российскую экономику, причем не портфельных, а в реальный сектор. Поэтому реалистичный прогноз в данном случае по соотношению активов и ВВП — скорее, 75-80%», — отмечает специалист.
Коммерческих банкиров не нужно агитировать за рост объемов кредитования, ведь это источник роста их прибыли, отмечает Юрий Никишев. При этом он предупреждает: если у банка выше вероятность потерять, чем заработать, то никакого роста кредитной активности не будет: «Поэтому главное, за счет чего коммерческие банки могут улучшить данные показатели, — это совершенствование их систем управления рисками. Но данные системы, какими бы высокоэффективными они ни были, не всемогущи», — говорит эксперт.
«Что касается кредитного портфеля, то реальный прогноз на 2015 год — 50%, а не 60%. Так как рост, прежде всего, будет происходить за счет займов крупному бизнесу, который в свою очередь предпочтет кредитоваться за рубежом и заимствовать под привлекательные 5-6%, — считает Олег Шемяков. — ВВП будет расти, но рост покажет кредитный портфель совсем не российской банковской системы. Для увеличения соотношения кредитного портфеля к ВВП до 60% необходимо активное кредитование малого и среднего бизнеса».
«Чтобы данные прогнозы сбылись, должно быть стабильное доступное фондирование для российских банков, отсутствие кризисов ликвидности и экономических потрясений, которые бы приводили к росту проблемных долгов и, соответственно, к убыточности деятельности», — считает Гонопольский.
«Если в экономике все будет плохо, вне зависимости от причин — возврат общемирового кризиса или стагнация в России — банки в одиночку не смогут поправить ситуацию с ростом кредитования», — соглашается с ним Никишев.
Банкиры резюмируют: если кризис российской экономике до 2016 года не грозит, то можно допустить возможность реализации стратегии, опубликованной Минфином. «Если сравнивать российскую банковскую систему с зарубежными, то потенциал для роста существует, особенно в части уровня проникновения банковских услуг», — делает вывод Гонопольский.