Управляющего «дочки» ЮКОСа судят за полмиллиарда рублей
Бывший управляющий компании «Томскнефть ВНК» — «дочки» ЮКОСа — Сергей Шимкевич в очередной раз предстал перед судом. Уже имеющему 11-летний срок подсудимому вменяется растрата имущества, присвоение и легализация денег
Читать на полной версииБывший управляющий компании «Томскнефть ВНК» — «дочки» ЮКОСа — Сергей Шимкевич в очередной раз предстал перед судом. Уже имеющему 11-летний срок подсудимому вменяется растрата вверенного имущества на сумму более 36 млн рублей, а также присвоение свыше 462 млн с последующей легализацией (Статьи 160 и 174.1 УК). В среду в Дорогомиловский суд Москвы была вызвана в качестве одного из главных свидетелей обвинения бывшая гендиректор группы компаний «Интеллект» Олеся Нацвина.
Сергея Шимкевича судят во второй раз. 16 марта 2010 года Мещанский суд Москвы признал его виновным в хищении более 7 млрд рублей, принадлежащих ОАО «Томскнефть ВНК» и приговорил к 12 лет лишения свободы в колонии строго режима. Представшие вместе с ним перед судом гендиректор фирмы «Юрпрофресурс» Олег Ключерев и председатель правления Национального банка «Траст» Олег Коляда получили 8,5 и 7,5 лет лишения свободы соответственно. Впоследствии Мосгорсуд снизил Шимкевичу и Ключереву назначенное наказание на год, а Коляде уменьшил срок на полгода.
На этот раз Сергей Шимкевич на скамье подсудимых один. Процесс над ним стартовал 23 декабря 2010 года, в преддверии оглашения приговора по второму делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева, которое закончилось для бизнесменов 14-летними сроками.
Хищение в полмиллиарда
По версии следствия, после того, как в 2003 году совладельцев ЮКОСа арестовали, управляющий «Томскнефть ВНК» занялся разворовыванием средств вверенного ему предприятия.
Так, в 2006 году он похитил 36,2 млн рублей, принадлежащих дочерней компании «Томскнефть ВНК» — ООО «Томскнефть-Сервис». По данным обвинения, для этого в состав учредителей фирмы было включено ООО «Рекма», фактическим владельцем которого был дальний родственник Сергея Шимкевича Вячеслав, числившийся заместителем гендиректора (он находится в розыске, — BFM.ru). Под видом распределения годовой прибыли за 2005 год на счета фирмы было перечислено 36,2 млн рублей. Впоследствии деньги были переведены на счета руководителей фирмы в качестве премий по итогам года. Следствие считает, что все это делалось с ведома Сергея Шимкевича.
Кроме того, ему вменяется присвоение 462 млн 108 тысяч рублей. Денежные средства несколькими траншами — с ноября 2005 года по июнь 2006 года — были перечислены группе компаний «Интеллект» под видом оказания юридической помощи «Томскнефти ВНК» по делам о налоговых спорах. По мнению следователей, на самом деле, никаких услуг «Томскнефти» оказано не было, деньги были похищены, а в 2006 году отмыты через подконтрольные ГК «Интелект» компании. С руководством же холдинга Шимкевич был в сговоре.
Обвинение полагает, что данное преступление Шимкевич совершил не один, а совместно с соучредителем ГК «Интеллект», адвокатом Андреем Николаевым-Полыновским, который скрылся от следствия за границей. Ему также заочно предъявлено обвинение в присвоении вверенного имущества и его легализации. Аналогичное преступление вменяется и бывшему гендиректору ГК «Интеллект» Олесе Нацвиной. После того, как она заключила так называемую досудебную сделку со следствием, ее дело было выделено в отдельное производство и также передано в Дорогомиловский суд Москвы. Оно слушается в особом порядке, что гарантирует подсудимой несколько более мягкое наказание.
На процесс по делу Сергея Шимкевича бывшая гендиректор «Интеллекта», успевшая второй раз выйти замуж и стать Олесей Горбачевой, была вызвана для дачи показаний в качестве свидетеля обвинения. В суд она пришла в сопровождении адвоката.
Горбачева сообщила суду, что с подсудимым она не знакома и отвечать на вопросы участников процесса не будет. При этом свидетельница воспользовалась 51-й статьей Конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя.
Тогда прокурор Елена Гусева попросила огласить показания Горбачевой на следствии, которые та дала в 2010 году, будучи обвиняемой.
Против этого воспротивился Сергей Шимкевич. Он заявил, что Нацвина (Горбачева) обвиняется в том же преступлении, что и он. «Перевод Нацвиной в свидетели — это сокрытие состава преступления иными лицами, которые фигурируют в материалах дела, но им не предъявлено обвинение», — возмутился подсудимый. Шимкевич заявил, что прокуратура хочет обвинить его в преступлениях, которых он не совершал, и сокрыть истинных виновников.
При этом бывший управляющий «Томскнефть ВНК» заметил, что обвинитель попросила огласить показания Горбачевой, которые та давала, уже находясь на свободе, а не в стенах СИЗО.
Однако судья Наталья Морозова ходатайство гособвинения удовлетворила. Для того, чтобы зачитать показания Нацвиной, ей потребовалось четыре часа.
Формальный директор
Из прочитанного следовало, что в ООО «Группа компаний «Интеллект» юрист Олеся Нацвина пришла в 2005 году по просьбе адвоката Андрея Николаева-Полыновского, который обещал ей «карьерный рост». Позже он попросил подчиненную стать гендиректором ГК, но лишь формальным.
Нацвина утверждала, что заключением всех договоров с ОАО «Томскнефть ВНК», а также ведением финансовой и бухгалтерской документации ГК «Интеллект» занимался Николаев-Полыновский. «Он отдавал документы мне на подпись. В суть документов я не вникала», — процитировала судья показания Нацвиной. Она также сообщила следователям, что по просьбе шефа неоднократно подписывала чистые листы бумаги, которые Николаев-Полыновский использовал для оформления платежек, договоров и актов приема-передачи выполненных работ. По его указанию она также подписала ряд документов, связанных с оказанием услуг ОАО «Томскнефть ВНК». Нацвина заявила следователям, что полностью доверяла начальнику и «никогда не сомневалась в законности его действий».
Лишь один раз действия шефа ее насторожили — когда в феврале 2006 года пришлось подписать акт приема-передачи работ на сумму 255,6 млн рублей, которые «Томскнефть ВНК» обязалась оплатить ГК «Интеллект» своим векселем. «Однако Полыновский убедил меня, что оплата была проведена на законных основаниях, и услуги действительно оказывались», — утверждала Нацвина.
Из ее показаний также следовало, Николаев-Полыновский через адвокатов передавал Нацвиной записки в СИЗО, в которых просил не давать следователям никаких показаний, и обещал, что ее выпустят на свободу. Однако этого не произошло, и тогда она поменяла защитника и стала сотрудничать со следствием. На свободу Нацвина вышла лишь через полтора года — в мае 2008-го.
На следствии Нацвина также сообщила, что из разговоров Николаева-Полыновского и его делового партнера Сергея Артеменко она узнала, что полученные ГК «Интеллект» 462 млн они планируют поделить. 30% должны были достаться учредителям компании, а еще 70% — другим участникам хищения, включая Сергея Шимкевича.
Защита не поверила свидетелю
Впрочем, несмотря на изобличающие подсудимого показания, адвокат Сергея Шимкевича Виталий Сакурин считает, что словам Горбачевой нельзя доверять. «Она дает нужные обвинению показания, поскольку заключила сделку со следствием и боится снова оказаться за решеткой», — считает защитник.
Он утверждает, что заключенные ГК «Интеллект» и «Томскнефть ВНК» договоры на оказание юридических и консалтинговых услуг не были формальными. «Сумма налоговых претензий к ОАО «Томскнефть ВНК» в 2004 году составляла несколько миллиардов, — сказал BFM.ru Сакурин. — Шимкевич был заинтересован в том, чтобы компания не обанкротилась, и поэтому заключил соглашение с ГК «Интеллект» на оказание юридической помощи». По словам защитника, юристы фирмы получали крупный «гонорар успеха» только в случае выигрыша дел. «Он составлял менее 5% от суммы налоговых претензий», — добавил Сакурин. Защитник считает, что следствие вторглось в предмет гражданско-правовых отношений, при этом не сумев подтвердить, что Шимкевич получил какие-то деньги или был лично заинтересован в их получении.
Рассмотрение дела продолжится 9 марта.