Суд арестовал генерала МВД за «помощь» на $46 млн
Суд санкционировал арест директора бюро по координации борьбы с оргпреступностью и другими опасными преступлениями в государствах СНГ генерал-лейтенанта милиции Александра Бокова, подозреваемого в мошенничестве на 46 млн долларов
Читать на полной версииБасманный суд Москвы в пятницу, 21 января, санкционировал арест директора бюро по координации борьбы с оргпреступностью и другими опасными преступлениями в государствах СНГ генерал-лейтенанта милиции Александра Бокова, подозреваемого в мошенничестве на 46 млн долларов. По версии следствия, за эту сумму он и двое его подельников обещали бизнесмену посодействовать в покупке контрольного пакета акций некогда крупнейшего речного перевозчика Волжско-Камского бассейна — ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер». Однако свое обещание генерал не выполнил.
В суд, где рассматривалось соответствующее ходатайство Следственного комитета России (СКР), генерала Бокова доставили в начале одиннадцатого. Оказавшись в клетке с бронированным стеклом, он сначала пытался отворачиваться от камер, но затем поддался на уговоры журналистов сказать пару слов. Генерал заявил, что сам «стал жертвой мошеннических действий конкретного человека», своего друга. «Я денег не брал и не отдавал», — заверил он. Однако категорически отказался назвать имя этого человека, выразив надежду, что «суд во всем разберется».
Ходатайство СКР об избрании Бокову меры пресечения слушалось в закрытом режиме. На этом настоял следователь СКР Денис Никандров, сославшись на наличие в деле материалов оперативно-розыскного характера, представляющих гостайну.
По данным СК РФ, дело по части 4-й статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено 19 января этого года по материалам, предоставленным управлением собственной безопасности ФСБ РФ.
Помощь ценою в 46 млн
По версии следствия, инкриминируемое Бокову преступление было совершено еще в 2005 году. 52-летний генерал действовал не один, а совместно с соучастниками — директором Международного фонда развития казачества, в прошлом полковником медицинской службы в запасе 55-летним Михаилом Креймером и 38-летним директором ООО «Стройбетон» Сергеем Степановым. Генерал и его подельники убедили предпринимателя Алексея Чегодаева, что они могут помочь ему в приобретении контрольного пакета акций одного из транспортных предприятий», — отмечается в сообщении, размещенном на сайте ведомства.
Как стало известно BFM.ru, речь шла о покупке акций некогда крупнейшего речного перевозчика Волжско-Камского бассейна — ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», которое до 2000 года управлялось структурами ЮКОСа. Спустя три года арбитражный суд признал пароходство банкротом и ввел процедуру конкурсного производства в связи с большой задолженностью предприятия по налогам.
За свою «услугу» Боков и его знакомые потребовали от предпринимателя 46 млн долларов. Часть денег должна была пойти на взятки чиновникам, поскольку 20% акций «Волготанкера» принадлежали государству. В 2006 году коммерсант передал доверенным лицам Бокова не менее 4,5 млн долларов. Однако обещанного они так и не выполнили, утверждает следствие.
19 января все трое были задержаны. Настаивая на аресте, следователь Денис Никандров ссылался на то, что Боков, имеет обширные связи в правоохранительных органах и оперативный опыт работы. Поэтому, оставшись на свободе, он может оказать давление на свидетелей, продолжить заниматься преступной деятельностью, уничтожить доказательства и скрыться от органов следствия и суда.
Кроме того, Алексей Чегодаев, пребывающий пока в статусе свидетеля, заявил, что от Бокова ему уже поступали угрозы физической расправы.
Суд отказал в залоге
Задержанный назвал все эти утверждения необоснованными и заверил, что скрываться от следствия не намерен. Его адвокаты Леонид Морозов и Савле Гоголадзе заявили, что их подзащитный страдает заболеванием сердца, и по состоянию здоровья не может содержаться под стражей. Адвокаты указали, что болезнь генерала входит в перечень заболеваний, утвержденный 14 января правительством России, с которыми подозреваемые и обвиняемые не могут находиться в СИЗО. Они предложили избрать в качестве альтернативной меры пресечения Бокову залог в размере 1 млн рублей.
Судья Наталия Дударь даже заслушала приглашенного адвокатами врача-кардиолога, обследовавшего генерала в прошлом году в Российском научном центре хирургии им академика Б. В. Петровского. Тот сообщил, что Бокову показано проведение операция по установке кардиостимулятора. Однако судья в своем решении указала, что доктор не являлся лечащим врачом генерала. Кроме того, он признался, что не знаком с условиями оказания медицинской помощи в изоляторах.
Поэтому судья сочла доводы защиты «голословными», а аргументы следствия — «законными, мотивированными и обоснованными». Она удовлетворила ходатайство следствия об аресте Бокова до 19 марта.
«Ни одного факта моей якобы противоправной деятельности суду не было представлено», — выкрикнул генерал, когда его уводил конвой.
Вскоре в соседних залах судьи Юрий Цветков и Наталья Мушникова избрали аналогичную меру пресечения Михаилу Креймеру и Сергею Степанову. Они также заявили о своей непричастности к инкриминируемым преступлениям. За Степанова и Креймера адвокаты тоже предлагали внести залог. Причем за Креймера — на сумму до 5 млн рублей.
Защитники арестованных заявили о намерении обжаловать постановления Басманного суда в Мосгорсуде. Как заявил Савле Гоголадзе, защита считает, что в деле идет речь о гражданско-правовых отношениях, а отнюдь не об уголовном преступлении. «В деле имеются расписки, что кто-то кому-то что-то должен, но с этим нужно идти в арбитраж», — отметил адвокат. Как и свой подзащитный, он выразил надежду, что «следствие во всем разберется и дело не дойдет до суда».
Адвокат Михаила Креймера Владимир Кузнецов более подробно изложил позицию своего клиента. По словам юриста, его подзащитный всего лишь один раз встречался с потерпевшим. «В то время Креймер являлся руководителем фирмы «Маркетинг и консалтинг» и Чегодаев обратился к нему за консультационной услугой, попросив оказать содействие в сопровождении сделки по покупке акций «Волготанкера», — сказал адвокат. Он заявил, что его подзащитный никаких денег от Чегодаева лично не получал и в передаче кому бы то ни было крупных сумм не участвовал.
Не в первый раз
Отметим, что за последние годы высокопоставленные сотрудники силовых структур Росси задерживались не единожды. В декабре 2010 года генерал Госнаркоконтроля в отставке Александр Бульбов получил три года условно за махинации с собственной пенсией и выдачей документов прикрытия для автомобилей частных компаний.
В 2006 году из-за обвинения в коррупции к 20 годам лишения свободы был приговорен бывший начальник управления безопасности МЧС генерал-лейтенант Владимир Ганеев.
В октябре 2009 года был задержан глава МВД Бурятии, генерал-майор Виктор Сюсюра. Он проходит по делу о контрабанде. Следствие считает, что генерал ежемесячно получал мзду от участников ОПГ за обеспечение беспрепятственного поступления из стран Ближнего Востока контрабандных товаров на территорию Краснодарского края.
24 ноября 2010 года Кузьминский суд Москвы поместил под домашний арест начальника центра управления материально-технического снабжения МВД России, генерал-майора внутренней службы Владимира Чеишвили, задержанного по обвинению в превышении должностных полномочий. Следствие считает, что он причинил государству ущерб на сумму свыше 11 млн рублей при заключении госконтракта на поставку продовольствия для нужд МВД.
В Московском гарнизонном военном суде сейчас идет повторный процесс по делу бывшего начальника 2-го управления Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Минобороны генерал-майора Валерия Знахурко. Его сотрудничество с коммерческой фирмой «Артесс» также вылилось в уголовное дело. Обвинение утверждает, что коммерческая структура поставляла в армию некачественные бронежилеты, расходы на изготовление и поставку которых значительно завышались. В результате 93 млн бюджетных денег было похищено. Впрочем, позже суд присяжных оправдал генерала.