«Действия ЦБ не в силах переломить ситуацию»
Главный аналитик Danske Bank Ларс Кристенсен рассказывает о том, какие перспективы развития экономики РФ он видит в 2009 году. А также, когда, наконец, закончится финансовый кризис
Читать на полной версииВ сентябре прошлого года главный аналитик Danske Bank Ларс Кристенсен в интервью Business & FM сказал, что инвесторы уходят с российского фондового рынка надолго. Прошло уже четыре месяца, Российский фондовый рынок все еще ищет дно, а Центральный банк девальвирует рубль. Поможет ли это российской экономике? Сегодня Ларс Кристенсен рассказывает о том, какие перспективы развития экономики РФ он видит в 2009 году. А также, когда, наконец, закончится финансовый кризис.
— Как скажутся на российской экономике действия Центробанка, направленные на девальвацию рубля?
— Если говорить о расширении границ торгового коридора, то я считаю подобные действия Российского Центробанка оправданными. Чем шире торговый коридор, тем ближе мы к свободно плавающему курсу рубля. Подобная активность может только приветствоваться. Хотя для того, чтобы курс рубля действительно стал плавающим, необходимы также серьезные изменения и в монетарной политике РФ. Нынешняя девальвация курса рубля фундаментально обоснована. Другой вопрос, насколько сильным и протяженным во времени будет текущее ослабление рубля.
Действия ЦБ оказали влияние и на российскую экономику. Многие компании, а также физические лица сейчас переводят имеющиеся у них активы, а также наличные средства в иностранную валюту, и пока рубль дешевеет, они от этого только выигрывают. Но я думаю, что это только краткосрочное влияние. Девальвация обменного курса рубля сейчас необходима, однако как бы ни изменялся курс, в экономике России в 2009 году будут существенный спад. По оценкам Danske Bank, объем ВВП РФ упадет на 3% в наступившем году, и валютный курс кардинально не изменит сложившуюся ситуацию, по крайней мере, не должен изменить.
— Вы ожидаете, что ВВП упадет на 3%, а какая цена на нефть заложена в ваших расчетах?
— Нет никакого сомнения в том, что падение цен на нефть негативным образом влияет на экономику России, но гораздо более важное влияние сейчас оказывает кредитный кризис. То, что объемы кредитования по всему миру резко сократились, разрушительным образом сказывается как на российской экономике, так и на объемах потребления физических лиц. Уровень безработицы стремительно растет, выливаясь в снижение покупательной способности граждан. Мы уже наблюдаем отрицательное влияние общего экономического спада на рынок труда — уровень заработной платы по сравнению с октябрем снизился, а во многих компаниях наблюдается задержка оплаты труда. В связи с изменением данных показателей, Danske Bank пересмотрел первоначальный прогноз по изменению ВВП с -1% до -3%. К сожалению, имеющиеся у ЦБ и правительства РФ рычаги воздействия не в силах в краткосрочной перспективе коренным образом переломить развитие событий. Мне кажется, что в 2010 году мы уже увидим первые признаки восстановления экономики. Однако 2009 год будет очень тяжелым для России.
— Какие секторы экономики в сложившейся ситуации будут в худшем положении?
— Во многом все банально зависит от того, как будут вести себя цены на нефть. Я не открою Америку, сказав, что в первую очередь от обвала цен на этом рынке страдает нефтегазовый сектор. Однако если цены на нефть не восстановятся, негативному влиянию будут подвержены и другие секторы экономики. Я вижу большую проблему в том, что из-за нехватки инвестиций, правительство России может начать ожесточенную политику протекционизма. Пример подобной политики уже можно наблюдать в сфере автопрома — конкурентоспособность российских компаний данного сектора относительно зарубежных под большим вопросом, в связи с чем правительство РФ повысило пошлины на ввозимые автомобили. Однако зачастую политика протекционизма ведет к сокращению потока иностранных инвестиций в различные сектора экономики. По моему личному убеждению, Россия нуждается в западных инвестициях. Но пока цены на нефть остаются на низких уровнях, поддерживая спад в экономике России, инвесторы вряд ли вернутся сюда.
Я думаю, что под сильным давлением окажется потребительский сектор. Последние годы мы наблюдали его стремительный рост, причиной которого во многом стало увеличение объемов потребительского кредитования. Благодаря тому, что условия предоставления кредитов за последние годы существенно улучшились, и заемные средства стали доступными для большинства трудоспособного населения, был раздут пузырь на рынке недвижимости. Сейчас, после резкого уменьшения объемов кредитования и изменившихся в худшую сторону условий выдачи кредитов, в потребительском секторе наблюдается существенное снижение оборотов.
— Каков прогноз Danske Bank по курсу рубля в этом году?
— Мы уверены, что верхняя граница коридора, обозначенная ЦБ РФ на уровне 41 рубля за бивалютную корзину, будет протестирована в течении ближайших трех месяцев. Повторюсь, многое будет зависеть от цены на нефть: стабилизируется она или упадет еще больше. При этом я считаю, что российский Центробанк будет пересматривать данные границы, и, вероятнее всего, еще поднимет планку. Этого события я также ожидаю в ближайшие три месяца. В целом, на протяжении ближайших 12 месяцев, мы ожидаем девальвацию рубля на 15-16% против текущих уровней. Насколько ослабится рубль, будет зависеть в первую очередь от того, насколько будет сдвинут диапазон обменного курса.
— Какие действия российских властей могут помочь вернуть зарубежных инвесторов на российский рынок?
— Иностранные инвесторы, участвовавшие в финансировании Российской экономики, в краткосрочной перспективе опасаются вкладывать свои средства в Россию из-за риска дальнейшей девальвации, дисбаланса в экономике, а также раздутого пузыря на рынке недвижимости. Когда цены вернутся на более оправданные уровни, инвесторы начнут возвращаться на рынок недвижимости, а затем и на фондовый рынок. Но в долгосрочной перспективе я вижу гораздо более существенные ключевые проблемы, останавливающие инвесторов. В первую очередь это касается прав собственности инвесторов, которые в России совершенно не защищены. Дмитрий Медведев заявлял в прошлом году, что планирует изменения в правовой системе, однако, кроме этого заявления, в данном вопросе никаких подвижек не произошло. Правовая реформа крайне необходима, если конечно высшие эшелоны власти рассчитывают на привлечение иностранных инвестиций. Второй ключевой проблемой является коррупция, уровень которой в России крайне высок. Для того чтобы создать в России инвестиционный климат, для того, чтобы сделать Российскую экономику привлекательной для зарубежных инвесторов, правовой вопрос и вопрос коррупции должны быть решены коренным образом.
— Какие перспективы в этом году имеют остальные страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)?
— В целом мы столкнулись с тем, что весь институт развивающихся рынков оказался под сильнейшим давлением. Проблемы в развитых странах спровоцировали отток капитала с соответствующих рынков. Это негативно сказалось на экономике всех стран БРИК, однако на России это отразилось худшим образом. На момент кризиса наиболее сильной из стран данной группы оказалась экономика Китая, но и там есть свои сложности - в промышленном секторе. Помимо этого у КНР возникли проблемы с экспортом. Россия пострадала больше остальных из-за того, что на ее экономику повлияли сразу два кризиса. Во-первых, международный кредитный кризис спровоцировал отток капитала, во-вторых, на экономике страны негативно отразилось сильнейшее падение цен на сырьевые товары. Бразилия также пострадала от падения нефтяных цен, но не в такой степени как Россия.
Если же рассматривать всю группу стран с развивающимся типом экономики, то в ближайший год они все будут находиться под сильным давлением. Это отразится как на состоянии их финансовых рынков, так и на экономических показателях. К сожалению, ни о восстановлении экономики, ни об экономическом росте в этих странах до 2010 года говорить не придется.
— Когда же можно будет говорить об окончании финансового кризиса?
— Я думаю, что все мы ждем, чтобы глобальный финансовый кризис окончился как можно быстрее. Однако тот огромный дисбаланс, который существует в глобальной финансовой системе, не позволяет говорить о том, что мы близки к выходу из кризиса. Это долгий и болезненный процесс. Сейчас, возможно, мы приближаемся к тому, чтобы фондовые рынки нащупали дно, возможно, даже к некой стабилизации. Но нисходящий тренд все еще очень сильный. Особенно, в странах СНГ — риски здесь по-прежнему высоки.
— Что будет являться первыми сигналами завершения финансового кризиса?
— Важно отметить, что первыми ласточками выхода из кризиса станут макроэкономические данные — стабилизация макроэкономических показателей как по США, так и по Европе. В первую очередь речь идет о промышленных индикаторах, о показателях безработицы и объемах ВВП. Сейчас видно, что стабилизация некоторых макроэкономических данных еще не означает восстановление экономики, но улучшающиеся данные ободряют. Как только начнется улучшение макроэкономических показателей в США и Европе, мы увидим, что финансовый кризис сходит на нет.